Любит наш народ всякое

В лидерах минского кинопроката побывал полнометражный мульфильм «Полный расколбас»
26069_600.jpgВ лидерах минского кинопроката побывал полнометражный мульфильм «Полный расколбас». Хотите посмотреть, как совокупляются продукты? Прямо в супермаркете? Пока никто не видит? Как темная длинная сосиска вонзается в пышную белую булочку? Отдайте 5 рублей за билет и, как говорится, приятного вам… просмотра. 

Не могу даже вообразить, насколько мощным чувством юмора нужно обладать, чтобы назвать это «лучшей, возможно, комедией сезона». Комедия – это когда смешно. Смешно – это когда хоть чуть-чуть ново и неожиданно. А все шутки насчет того, на что похожа сосиска, подрастающий человек годам к 15-ти обычно успевает с разным успехом отшутить. Хорошо, пусть не к 15-ти, пусть к 20-ти – но не позже, иначе это уже клинические сомнения. Между тем, именно любовь сосиски к булочке, выступающая «нетривиальной» основой сюжета и завязкой «Sausage Party» (в оригинале), с первых кадров ввергает зрителей в пучины юмора. «Я войду в тебя целиком, до упора – Я впущу тебя, раскрою свои половинки» - и так будет продолжаться 1,5 часа! С видеорядом! Это ли не повод для веселого беззаботного смеха, это ли не отдых и веселье…

Вам не нравится читать такие слова на страницах интернета? Так мне тоже не нравится их слышать в заполненном кинотеатре! Полученный мультиком рейтинг «18+» собирает залы 20-летних парочек и 30-летних пар, разбавленных тройкой 40-летних семей и одним человеком «старшего возраста» (ну, вы догадались). И взрослая мама со взрослой уже дочкой могут вместе поржать над «Боги др…чат нам в глаза!», а отец с сыном стелятся после «Иди ты в ж…пу, клизма!» Особый хохот вызывает то, что клизма-то, ха-ха-ха, – вагинальная, ох-ху-ху-хо! У чиновников, которые рейтинг присваивали, хочется весело так, в тон, спросить: «Слушайте, у нас тут – Министерство культуры или все-таки прачечная?»

Здесь должно последовать: «я не ханжа…» – не последует. Все все знают: тинейджеры в школьных дворах и в курилках подальше от школ разговаривают между собой именно так. В их возрасте точно так же словоупотребляли родители, а еще раньше – их родители. Но было четкое понимание, что если хоть слово «со двора» прозвучит дома, ты получишь по губам. Что разговаривать тоном, допустимым в семье, невозможно с полузнакомыми людьми. Что матерный анекдот можно рассказать друзьям, а вот с трибуны собрания – нельзя. Знать, что и где можно говорить, - это и есть воспитание. Это и есть культура. Не вся, разумеется, но – часть. Неотъемлемая. img_1592_5198e3829606ee58cbe23f49.jpg

Недоуменно слушая редкие хохотки в кинозале в местах позабытых перелицованных анекдотов, я понял, чем «Беларусьфильм» - пока – принципиально отличается от Голливуда в плане комедий и юмора. И денег у нас когда-то будет больше, и техника появится соответствующая… но во всей стране, уверен, не найдется – пока – сценариста, коему покажется, что засунуть сосиску в булочку – это смешно, раз, и что на этом можно построить 1,5-часовой сюжет, два. И продюсера не найдется, чтобы дал денег на нежный разговор чуть раздвинутой пышки и сложенной пополам тортильи-тако: «У меня все чешется между ножек» (политкорректность и мультикультурность, а как же, знаем уже). Пока не найдется. И знаете, почему? Короткий ответ такой: у нас еще есть культура. Пока есть. 

А вот в «Расколбасе» культуры нет, это не «другой взгляд», не «взрослые игры и полный отрыв» и – я вас умоляю! – не «неожиданная сторона проблемы экзистенции», просто - нет культуры как таковой. Кульминация мультика - оргия «восставших» продуктов, когда лаваш взасос целуется с бейгелем, а рагу напропалую совокупляется с чипсами. Так вот, именно этот эпизод вызывает наибольшее оживление в зале. У меня два варианта: либо никто не смотрел ни «Калигулу», ни «Парфюмера», либо все уже так наелись «привычными» удовольствиями, что… ни один из вариантов не радует. 



Как не радует и то, что восемь лет авторы этого «сценария» ходили по американским студиям и, как говорят, везде получали от ворот поворот. Нет, что получали – радует, не радует что всего-то – восемь лет. То ли терпение и труд все перетрут - и тогда есть надежда для любого фрика, что именно он вдруг станет новой «иконой стиля»… собственно, не это ли мы и наблюдаем в масс-культурном пространстве? То ли за восемь лет человечество прошло большой путь – и тогда становится понятно, почему «теперь шведские дети смогут насладиться пестрыми сценами совокупления продуктов питания… мультфильму присвоен рейтинг 11+, а с родителями – даже 7+». Это просто мы шведов еще не догоняем. Пока. 

Представляете себе такой семейный просмотр у нас, с детишками-первоклашками? С последующим неотвратимым объяснением «смешных» сцен, непонятных (пока) слов и странных (пока) действий? Вот уж буря возмущения поднялась бы! А вот тем же шведам, как говорится, «с…ы в глаза…»: детскую передачу «Biss & Kajs», похожую на «Спокойной ночи, малыши», там ведут фекалия и струя мочи, а в гости к ним приходит, уж простите, задница. Дети весело смеются… По крайней мере, так было всего три года назад. На этом фоне «Расколбас» смотрится даже симпатично – но это только на фоне полной задницы. На таком фоне что ни возьми – все будет выигрывать. 
 
Критики об этом мульфильме писали… аодозреваю, что большинство из них «живут с проката», не могу иначе объяснить вот такие пассажи: «этот дебилизм настолько искренен, что кино… получается нежным, прозрачным, в какой-то степени даже сентиментальным. Над их шутками… неловко смеяться, но это не делает их менее смешными», - вчитайтесь и проникнитесь: дебилизм, оказывается, сентиментален. А дебилу ведь не втолкуешь, что если над шуткой смеяться неловко, то это не шутка – это пошлость. Или, опять же, - уровень культуры юмориста, а следом – и его публики. Тогда возникает вопрос: если принять тех же шведов за вершину «цивилизованного общества», то не лучше ли остаться в числе «полудиких народов»? И раз уровень жизни – получается – напрямую связан с вот такой «цивилизованностью», то, может, что-то не так с самим этим уровнем? 

 

После выхода из кинозала в вечернюю толпу раскованных подростков и занятых собой парочек, вспоминаешь, что завтра – кому на работу, а кому и в школу. Ну, и о каком воспитании - в семье ли, в школе – вести речь после такого просмотра? После второго места «Полного расколбаса» по сборам в минском прокате (не говорю уже про почти 150 млн долларов по всему миру)? Остается, что ли, как прямым текстом звучит в финале мультипликационного фильма, «закинуться вместе и войти в рай»…

Но есть и гомеопатический способ: договориться со Шнуровым, чтобы и перед началом, задавая тон, и после титров, провожая несколько смущенную публику, над кинотеатром звучало бы «нетленное»: «Любит наш народ всякое г…но, всякое г…но любит наш народ». Лечи подобное подобным! 
 

mukovoz@sb.by 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter