29 ноября состоится третий съезд ОО «Союз писателей Беларуси». Что это будет? Мы, писатели, нередко по–разному воспринимаем, казалось бы, хрестоматийные понятия: талант, критика, признание, слава... Поэтому съезд станет прежде всего подведением итогов за десять лет с основания нового союза по всем параметрам нелегкой писательской жизни и творчества. И мне хочется поделиться своим видением некоторых проблем.
Пять лет назад перед вторым съездом писателей Николай Иванович Чергинец в интервью «СБ. Беларусь сегодня» сказал: «Времена изменились. Ни в одной стране мира писатели уже не формируют общественное сознание. Эта роль ушла к журналистам, спортсменам, артистам эстрады... Писатели сами сдали свои позиции».
И вся писательская братия «пошла в народ». Тысячи выступлений, семинаров, научных конференций, подъем литературоведения, оживление критики. Мы стали пропагандистами, сподвижниками, артистами и альтруистами (все выступления бесплатны, подавляющее большинство поездок без командировочных). А мы, несмотря ни на что, гордимся, что все наши встречи с читателями имеют сегодня свой позитивный итог, а именно: достаточно заметный возврат писательских позиций. Но почему–то очень часто ловим на себе сочувственные взгляды... И знаменитое «Поэт — больше, чем поэт» еще не звучит, как в годы СССР.
Я хотела бы, чтобы на съезде был поднят вопрос о взаимодействии с издательствами, СМИ. Сегодня писатель стучится в двери издательств, а там очень шумно от рабочих перегрузок, и нас не всегда слышат. Мы хорошо понимаем, что выбрать из потока рукописей и угадать, будет это продано или нет — процесс архисложный. У издательств свои трудности. Так давайте искать выход вместе. И больше внимания областям! Больше внимания тем, чьи произведения за эти годы уже зарекомендовали себя как общественнозначимые и высокохудожественные. Надо четко отработать критерии присуждения различного уровня премий, званий с учетом новых условий.
Недавно перелистывала вырезки из «Огонька» 1992 года. В девятом номере Александр Терехов пишет: «Люди читающие бедны, а книги на прилавках дороги. Читающие привычно спешат к бесплатному библиотечному столу, а стол пуст, нету новых книжек. Издатели разругались с распространителями. Распространители наплевали на библиотеки. У библиотек в карманах гуляет ветер». Прочитала и поразилась. А что из этого радикально за двадцать с лишним лет изменилось? Библиотеки, как и писатели, или вместе с писателями, активизировали общественно–пропагандистскую работу, а белорусских книг, журналов в библиотеках — минимум в лучшем случае. Мы все понимаем, что это опасный синдром. Потому что пустую нишу заполняют откровенно безнравственные сайты и «книги–убийцы». Идет искажение литературного вкуса, литературных предпочтений. Об этом пишем сегодня много, а надо вырабатывать методы контратаки, с одной стороны, а писателям просто писать хорошие книги, с другой. Как говорил Хемингуэй, «...если писатель хочет что–то сказать, он должен не говорить, а писать!»
И тут сразу всплывет самый больной вопрос: «А какую книгу считать хорошей или плохой?» Приведу пример из собственной жизни. Послала повесть в один известный журнал. Полгода никакого ответа. Не выдерживаю, звоню. Слышу: «Это тривиально». Прошу снять материал с компьютера. Посылаю в другой журнал, не менее знаменитый. Через неделю звонок главного редактора, и слышу высокую оценку моего произведения и слова: «Будем печатать!» Так что все в мире относительно!
Думаю, что обо всем этом мы поговорим на съезде нашего писательского союза. Есть много и иных тем литпроцесса.
Ирина ФОМЕНКОВА, член СПБ.
Советская Белоруссия № 225 (25107). Среда, 23 ноября 2016