Доктор философских наук, профессор Михаил Вишневский уже хорошо знаком нашему читателю по циклу интервью, посвященных осмыслению важнейших проблем современности. Например, что такое информационное общество, культура, что такое нация и народ, куда движется Беларусь и чем ценен каждый человек на этом общем пути. И каждый раз в этих беседах возникал вопрос о том, что ответы на сложнейшие вопросы развития нашей страны во многом зависят от молодежи. А что такое современная молодежь? Этой теме посвящена очередная наша беседа с уважаемым профессором.
— Михаил Иванович! Есть много примеров разной молодежи — вспоминая историю, мы можем назвать поколение «Великой депрессии», поколение беби-бумеров 60-х годов, поколение перестройки... Каждому поколению присущи определенные характеристики своего времени. А как бы вы охарактеризовали современное поколение молодых? Какое время эти люди представляют?
— Молодость — это прежде всего возрастная категория. Можно восторгаться молодостью, завидовать ей, но можно и присоединиться к ироническому высказыванию, что молодость — это недостаток, который с годами проходит.
Особенность молодости состоит в недостатке жизненного опыта. В молодости, как и в детстве, многое происходит впервые, и не знаешь, как поступить и чем обернется твое решение. Взрослых людей даже в новых ситуациях выручают привычка, наличие похожих жизненных примеров и просто укорененность в культуру своего общества, следование общим правилам. У молодых людей этой привычки часто еще нет, общепринятые правила для них неочевидны или неубедительны. В этом и сила, и слабость молодости. Сила в способности творить новое, в настроенности на изменения. Слабость в увлекаемости, торопливости суждений и действий, неумении предвидеть последствия, понимать других людей, порой даже просто сопереживать им. Молодые люди обычно ощущают особенности своего возраста и часто не в восторге от них. Но с рассудительными людьми зрелого возраста, имеющими готовые суждения на все случаи жизни, им неинтересно. Их влечет скорее яркое и необычное, и это хорошо знают специалисты по рекламе и поднаторелые политтехнологи, умело использующие одурманенную молодежь в качестве пушечного мяса.
В выражении «современная молодежь» ключевое слово — современная. Какое время — такая и молодежь. А каково оно, наше время, это мы узнаем, когда оно пройдет. «Лицом к лицу лица не увидать...»
— Раньше были очень популярны философские и философско-политические кружки, в которых молодые люди искали ответы на важнейшие проблемы бытия именно через философию. Вспомним всплеск младогегельянцев, новокантианцев, и Маркс был одним из них, где философию использовали для практических задач общественной жизни. Представляет ли сегодня философия интерес для молодежи? Наблюдаете ли вы как философ и педагог желание молодежи решить прежде всего мировоззренческие проблемы?
— Профессор Василий Иванович Степанов, мой наставник, вспоминал, что философия была очень популярна после Великой Отечественной войны. Тяга к знаниям тогда, по его словам, была необыкновенно большой. И молоденькие офицеры, и боевые генералы с увлечением штудировали марксистско-ленинскую философию. Потом энтузиазм иссяк, хотя жизнь в целом нормализовалась. Притом марксистско-ленинская философия была хорошо приспособлена для популяризации, извлечения из нее практических выводов. Но течение жизни пошло мимо этих внешне убедительных формул. Лозунги перестали вызывать интерес и доверие.
Философия — это область теоретического мировоззренческого исследования. В ней есть работы и авторы, обсуждающие очень тонкие и непривычные для обыденного мышления вопросы, которые в полной мере поймут и оценят только специалисты. Есть в философии и гораздо более демократичный слой понятий, идей, проблем, затрагивающих буквально каждого человека. Философы стремятся определять используемые ими понятия, аргументировать мировоззренческие выводы и отстранять мистику, ссылки на непостижимое или неведомое. Они доверяют человеческому разуму, хотя и не преувеличивают его достижения. Эта разумность мировоззренческой позиции очень важна в наше время, когда великие достижения сопрягаются с тяжелыми потрясениями, тревогой и неуверенностью в завтрашнем дне. Философия не предлагает готовых решений возникающих проблем, но она помогает подготовиться к ответственному, рациональному обсуждению и решению.
Для части молодежи философия, конечно, интересна. Но чаще всего молодых людей привлекает то, что на слуху, а это далеко не всегда самые глубокие и плодотворные мировоззренческие идеи. Нам очень важно учиться достигать общественного согласия, вести конструктивную дискуссию, полагаться больше на разум, чем на силу. Все это требует уравновешенности, уважения друг к другу. Слово «философия» буквально означает любовь или стремление к мудрости, а это все–таки не совсем молодежное качество. Нам, преподавателям, надо еще немало поработать над тем, чтобы помочь молодым людям извлекать из философии уроки житейской мудрости, отвечающие современной ситуации.
— Не кажется ли вам опасным симптомом обывательские разговоры, которые можно часто услышать в молодежной среде: «За 300 долларов я работать не пойду, лучше посижу дома...»? Как мотивировать молодых людей на труд сегодня, когда они хотят иметь все сразу?
— Если молодой человек точно знает, какой оплаты заслуживает его труд, то это, наверное, хорошо. Надо только убедиться на деле в том, что такая самооценка обоснованна. Если же работодатели с ней не согласны и «покупателя» не нашлось, придется доучиться или переучиться, а может быть, попробовать открыть собственный бизнес. Но рынок не дает гарантий успеха. А великовозрастные бездельники, которые сидят на шее у родителей и ждут манны с неба, заслуживают презрения, а может, и наказания или, скажем так, стимулирования мотивации к труду. Напомню, что стимул в переводе с латинского означает заостренную палку, которой подгоняли ленивое животное. Стимулировать можно и мерами государственного и общественного воздействия, и с помощью народных средств.
— Согласитесь ли вы с критикой капиталистического общества, особенно популярной в леваческой среде, о том, что современная система не дает возможности для развития и что система массового потребления обрекает человека на бесцельное существование. Левые критики сегодня фактически становятся на точку зрения бездельников, убеждая молодежь не тратить свою жизнь на капиталистическом конвейере общественного потребления. Но и альтернативы у них нет, нет более достойной идеи... Не оттого ли многие ищут забвения в наркотиках и алкоголе? Как решить эту проблему?
— Вместо того чтобы критиковать капиталистическое общество, лучше было бы поработать над самим собой. Никакое общество не снимет с нас ответственности за то, как каждый из нас строит свою жизнь. Вспомним пьяницу из известной книги Антуана де Сент-Экзюпери, который пьет, чтобы забыть... о том, что он пьяница. А еще я вспоминаю одну сорокалетнюю даму, которая упрекала свою мать в том, что она ее плохо воспитала. Некрасиво все это и непорядочно. Не хочешь тратить время на пустяки — не трать. Если тебя интересует духовный рост, а не зряшное потребительство — расти. Но вот опускаться до алкоголизма и наркотиков не следовало бы. Здесь нужно просто поднять за шиворот и помочь прийти в движение в правильном направлении.
— Согласны ли вы с тем, что накопившиеся проблемы в обществе надо начинать с образования? Сегодня многие говорят о том, что нам нужна не доступность образования, а его качество. И сама молодежь уже не удовлетворена получаемыми корочками, ей важно научиться делать что-то, что будет востребовано в современном мире. Что вы на это скажете?
— О проблемах образования не говорит только ленивый. На самом деле и здесь главная проблема — в людях. Учителя учат так, как умеют. Их руководители требуют от них того, что им самим понятно, и идет сверху от таких же, как они сами, чиновников. Их уровень, к сожалению, тоже часто невысок, и все начинания, приобретая всеобщий характер, несут на себе печать формализма с элементами бессмыслицы. Надо было бы уменьшить жесткость регулирования, но тогда качество образования может упасть еще ниже, хотя, я думаю, не во всем и не повсеместно. Школа тяжело больна показухой, и простого лекарства от этой болезни не существует. Серьезные сдвиги в работе образования неотделимы от роста общей культуры, в том числе и управленческой.
— В наши дни неудовлетворенность молодежи, эта бурлящая в жилах кровь часто находят выход энергии в деструктивных действиях. Как, на ваш взгляд, государство должно выполнять функцию управления, чтобы направить молодежную энергию на конструктив? Может ли оно это сделать так, чтобы не заформализовать процесс молодежной инициативы?
— Выработка высших ориентиров, системы ценностей — это прежде всего задача общественности и только во вторую очередь — государства. У нас исторически получилось так, что государство подменило гражданское общество, и надо прямо признать, с этой задачей оно не справилось. Не следует опять наступать на те же грабли и повторять ошибки предшествующего этапа общественного развития. Государство не может быть умнее и лучше, чем общество, — это всего лишь часть общества. Молодежь со всеми ее бурлениями и порывами осознает себя тоже полнокровной частью общества. Молодежная политика государства — это не подарок доброго дяди, а нормальный способ учесть своеобразие интересов и жизненной позиции молодежи и ввести процессы молодежной жизни в общее русло общественного строительства.
— Мы часто говорим об ответственности молодежи за будущее. А способна ли молодежь по своим душевным силам нести это бремя? Молодой человек, который только выходит в мир, не имеет никакого опыта, а мы возлагаем на него груз, который не каждый взрослый выдержит, а тем более когда взрослые наделали ошибок. Так вправе ли мы перекладывать всю ответственность за будущее на молодежь?
— Никакие разговоры о деле не заменят самого этого дела. Молодежь разная, и возможности каждого проверяются только делом. Огромный позитивный сдвиг в жизни нашего общества состоит в том, что по крайней мере молодое поколение понимает: свое благополучие они должны строить сами. На благотворительность рассчитывать не нужно. Что сделаешь, то и будешь иметь. Не получается одно — пробуй другое. А не получилось — не ищи виноватых на стороне. Умей отвечать сам за себя. И вместе с тем — за общество, в котором ты живешь. Можно, конечно, осуждать ранее сделанные кем-то ошибки, но действовать надо здесь и сейчас. Молодость позволяет свести рефлексию к необходимому минимуму, без которого уже нет разумного и ответственного действия, и направить силы на дело.
Проблем у нас немало. Экономика недостаточно эффективна. Используемые рычаги управления и стимулы развития часто не срабатывают. Нужно совершенствовать экономическую и социальную модель функционирования общества. Готовых безупречных решений нет. Многое приходится делать на ощупь, нужна крайняя осмотрительность. Чудодейственные рецепты часто сводятся к тому, чтобы сначала разрушить имеющуюся постройку как не соответствующую лучшим мировым образцам и на образовавшемся пустыре создать новый храм современного бизнеса, передовой демократии и т.д. Попытки слома старого и построения нового по чужим лекалам мы видим в соседней братской стране. Успехи не просматриваются, а крови пролито немало. Общий тяжелый осадок тоже чувствуется. Уверен, что у себя мы такого не допустим.
— Спасибо за беседу!
romanova@sb.by
Советская Белоруссия №222 (24603). Пятница, 21 ноября 2014.