В Беларуси планируется создать школу канистерапевтов

Лапа помощи

Cобака давно уже больше чем просто друг человека. Четвероногие помощники находят людей под завалами обрушившихся зданий, вынюхивают опасную контрабанду, сопровождают незрячих, а для некоторых становятся врачевателями. Метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак, или канистерапия (от латинсткого сanis — собака), набирает популярность во многих странах. Рассказать об особенностях этого направления попросила Юлию Алтунюву, первого в стране сертифицированного специалиста в этой области. Вместе с группой волонтеров она проводит занятия с собаками–терапевтами в Республиканском реабилитационном центре для детей–инвалидов и минской Вспомогательной школе–интернате № 7. Играют, отрабатывают разные навыки, снимают стресс, помогают преодолевать страхи. Все зависит от поставленных задач, то есть от индивидуальной программы, которая продумывается для каждого ребенка в отдельности.


— Собака в этой работе — главный мотиватор, — говорит Юлия Федоровна. — Скажем, у ребенка спастика в кисти: он не может раскрыть ладошку. Мы продумываем для него программу занятий, и, может, не с первого раза, а через несколько встреч, но, поверьте, желание покормить собаку, поиграть с ней творит чудеса... Или нужно стимулировать речевую активность. У нас были случаи, когда дети, которые до сих пор не говорили, через 3 — 4 занятия отдавали собаке команды: «сидеть», «рядом». Пускай еле слышно, но голос появлялся. Есть специальные упражнения и на координацию движений, и на преодоление страхов, стеснения, неуверенности. Независимо от поставленных целей, параллельно во время таких сеансов развиваются мышление, внимание, память. Не говоря уже о психоэмоциональном воздействии. В общем, возможности применения собак в такой работе огромны.

В России, например, где канистерапия получила уже широкое распространение, четвероногие терапевты работают в хосписах, с больными аутизмом, синдромом Дауна... Даже в домах престарелых, где помогают старикам выйти из депрессии, научиться ориентированию в пространстве, самообслуживанию. Курс по канистерапии появился и в одном из медуниверситетов Санкт–Петербурга. А начиналось все с городского «Сообщества развития и поддержки канистерапии», на базе которого было организовано обучение инструкторов и собак. Юлия рассказывает, что ее золотистый ретривер Корса именно там сдавала свой экзамен на право работать собакой–терапевтом. Кстати, подтверждать «квалификацию» нужно каждые три года.

— Я о такой профессии и не думала, — рассказывает собеседница. — Просто когда выбирала собаку для семьи, сразу решила, что буду ею заниматься. Сначала послушанием, чтобы она была управляемой. Потом стало интересно, что она еще может. Оказалось — и фрисби ловить, и аджилити бегать, и утку подавать. Несколько лет назад мы с ней посещали занятия на базе МЧС по обучению собак поиску людей по следу, участвовали в нескольких поисковых операциях. Но гражданских специалистов на такие вызовы редко привлекают. Решили поискать, как еще мы могли бы пригодиться в обществе. Вместе с другими волонтерами начали посещать детей в реабилитационных центрах. Поначалу не хватало знаний для организации системных занятий. А потом узнали о методах реабилитации с помощью собак, которые позволяют добиться очень хороших результатов. И все это ненавязчиво, через игру.


... За разговором в «Семейном центре Катерины Ковровой» я не заметила, как в комнату вбежала рыжая Габи. Лабрадор–ретривер. Пока Корса «в декретном отпуске», у напарницы подопечных вдвое больше. Но она не жалуется. В рабочее время — штатный сотрудник МЧС. Вместе со своим хозяином инструктором–кинологом Виталием Орловым служит в республиканском отряде специального назначения МЧС. Спасает людей из–под завалов. А в свободное время спешит на встречу с детьми. Ловит каждый их взгляд, с готовностью выполняет команды, подбадривает в начинаниях, прощает неосторожность...

— Габи так обучена, никогда не проявит агрессию к человеку, — говорит Виталий Александрович, который и сам рад каждой встрече с детишками. Сегодня занятие носит скорее развивающий характер. Пять девчонок собрались, чтобы просто пообщаться с собакой. Но даже простые прикосновения, сенсорное общение дает им массу информации. Шерсть у нее мягкая и пушистая, нос холодный и мокрый, язык шершавый, усы щекочут. Так что двухлетняя Соня, у которой собака только что слизала с руки кусочек корма, от восхищения раскрывает рот. И тут же хочет снова испытать это ощущение. Девчонки постарше, преодолевая стеснение, учатся выгуливать пса на поводке и отдавать ему команды. А под конец встречи все вместе отдыхают на живой «подушке». «Одна большая биомасса счастья», — улыбается, глядя на эту картину, хозяин Габи. И добавляет: «Это только кажется, что мы пришли, поиграли и все. На самом деле в таких занятиях много скрытых положительных моментов. Речь не только о какой–то коррекционной работе. Это еще и социализация ребенка с собакой, и образование. Сегодня, например, мы попутно еще изучали цвета и счет»... Только 7–летняя Настя с аутизмом ушла с занятий раньше. Чтобы не было эмоционального перевозбуждения. В первый раз она не хотела даже близко к собаке подходить, так и простояла у входа в комнату. А сейчас уже обнимала Габи, измеряла руками ее длину от влажного носа до хвоста. Не говорила, но как могла, выражала свой восторг. Только тут главное не переборщить.

— А еще мы с детьми читаем собакам. Ведь есть ребята, которых не усадить за книгу. Но наши мотиваторы работают безотказно, — добавляет Юлия Федоровна. — При этом я стараюсь подбирать книги по теме и с продолжением. Например, у Михалкова есть стихотворение «Мой щенок», которого в конце нужно полечить. Значит, мы будем играть в «ветеринарную клинику»... 1 апреля, кстати, почитать нашим собакам желающие смогли на фестивале «Город и книги» в Минске.


Безусловно, для такой работы собаки проходят очень строгий отбор. Малейшие признаки непослушания, агрессии или даже, наоборот, трусости — сразу недопуск. Сегодня, например, в помощниках у Корсы и Габи еще всего два пса — русский черный терьер Эмир и миттельшнауцер Герда. Они отлично обучены и готовятся к соответствующим экзаменам в апреле. Пока, правда, сдать их можно только за границей. Но в ближайшее время, надеется собеседница, в Минске может появиться своя школа канистерапевтов. В планах энтузиастов и создание специального центра для занятий с детьми с особенностями развития.

— У меня часто спрашивают: ваши занятия — это как контактный зоопарк? Я говорю: нет! Ведь на них детки могут не просто погладить животных. Мы одновременно ставим образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи, — подытоживает канистерапевт. — При этом важно, чтобы все — и дети, и собаки, и инструктора — получали удовольствие от терапии. Тогда будет и результат.

Кстати

Первый центр по обучению собак для лиц с недостатками опорно–двигательного аппарата был создан в США в 1976 году. С тех пор методы канистерапии (или доготерапии) получили распространение во многих странах мира. А в Польше благодаря инициативе Польского общества канистерапии специальность «канистерапевт» в 2010 году была введена в государственный список профессий.

Компетентно

Людмила Фролова, психолог:

— Взаимодействие ребенка с собакой уже само по себе терапевтично. Но когда занятия ведут профессионалы, эффект усиливается. Собака выступает как посредник в общении с другими людьми. Такие занятия, например, очень полезны для ребят, которые испытывают одиночество, страхи, имеют трудности в коммуникациях со сверстниками, стеснительны. В доброжелательной уютной атмосфере общения с собаками–терапевтами все эти проблемы легко снимаются. Кроме того, это дополнительная возможность еще и для эмоционального развития, которое особенно важно в дошкольном возрасте, когда идет формирование личности ребенка, «Я» социального. Ведь даже если ваш ребенок не учится на одни «десятки», но умеет общаться, договариваться — это дает ему возможность быть уверенным в себе, а в дальнейшем реализоваться и стать успешным человеком... Я уже не говорю о том, что существует целая лечебная кинология, с помощью которой можно корректировать состояние людей при самых различных заболеваниях. Это мировая практика.

Важно

В числе противопоказаний для занятий с собаками–терапевтами — выявленная аллергия на собачью шерсть, бронхиальная астма, повреждение кожных покровов на открытых местах, кожные и респираторные заболевания, фобия собак и др.

dekola@mail.ru

Советская Белоруссия № 61 (24943). Суббота, 2 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter