Что происходит на стройплощадке Китайско-Белорусского индустриального парка

Куда движется «Великий камень»

О Китайско–Белорусском индустриальном парке за несколько лет сказано уже много. Настолько, что хотелось бы уже увидеть что–то в реальности. Девять месяцев назад на стройплощадке был заложен первый символический камень: о торжественной процедуре «СБ» рассказала 20 июня 2014 года в статье «Это парк не для отдыха. Для дела». Изменилось ли что–то за минувшее время? Прежде чем ответить, зададим себе еще один вопрос: почему Китай?


Таким будущий индустриальный парк, фактически новый город, видят китайские партнеры.

Люди постарше, заставшие времена всеобщего советского дефицита, хорошо помнят словосочетания «китайский фонарик», «китайский термос», «китайские кеды», «китайская авторучка с золотым пером»... Эти изделия были одинаково надежны и красивы, ими дорожили. То были образцы высочайшего качества, которое базировалось на тысячелетней культуре добросовестного труда, главным образом индивидуального, ручного.

Что изменилось? Термин «китайский ширпотреб» не означает, что в Поднебесной разучились работать. Напротив: научились заполнять всевозможные ниши спроса. Кто–то одевается в бутиках, но большинству нужна просто добротная и недорогая одежда. Мало кто может шить ее дешевле китайцев. При этом и респектабельные магазины всего мира заполнены высококачественной продукцией с клеймом «Made in China». Это одежда, бытовая техника, всевозможный строительный инструмент, компьютеры, вообще электроника — все, в чем человек нуждается.

Изменился вектор! Когда–то советские люди, уже штурмовавшие космос, помогали китайцам в индустриализации страны, поставляя им машины, станки и целые заводы. Сегодня набравший силу Китай сам осваивает космос, а на земле строит высокоскоростные железные и автомобильные дороги — как и то, что по ним ездит. Сейчас из этой страны к нам идут самые современные не только изделия, но и технологии. Включая и такие, которыми мы не располагаем.

Мы надеемся, что индустриальный парк, получивший название «Великий камень», будет представлять собой нечто грандиозное: символика слишком очевидно корреспондируется с Великой Китайской стеной. Но мы не можем только ждать. Проект неспроста имеет совместный статус. Александр Лукашенко неоднократно высказывал недовольство темпами работ и оценивал ситуацию как «...еще одно безобразие со стороны Правительства и ответственных лиц». В очередной раз требование активизировать реализацию проекта прозвучало 10 февраля, степень контроля за проектом резко возросла. А несколько ранее, 15 декабря 2014 года, Президент назначил нового главу администрации парка — Андрея Галя, профессионального строителя, занимавшего должность заместителя председателя Мингорисполкома. Его редакция и попросила рассказать, что сейчас происходит на площадке и вокруг нее. Разговор мы начали возле впечатляющего макета, расположенного в холле офисного здания на берегу Свислочи, где размещена администрация. А.Галь показал точку, в которую мы направляемся, где еще 16 декабря одиноко стоял лишь тот самый символический камень. На макете вокруг него фактически город...


Десятки гектаров уже очищены от леса — под будущие дороги, улицы,
промышленные и жилые кварталы.

— Андрей Вадимович, что иллюстрирует макет? Это лишь красивая картинка?

— Таким его видят наши китайские партнеры, которые изготовили макет. В Китае накоплен большой опыт создания подобных парков. Первые, в современном понимании, там появились в середине 70–х и продолжают успешно работать. Модель «Великого камня» повторяет китайскую: архитектурный облик, система управления, инфраструктура, преференции... Схема похожая.

— Начнем с облика. Будет ли выглядеть парк именно так, как на макете?

— Макет — это отчасти фантазии. Важно другое. Он как бы наложен на детальный проект, генеральный план, разработанный в БелНИИ градостроительства и утвержденный Правительством. Это значит, что каждому зданию уже предопределено его функциональное назначение. 850 гектаров парка разбиты на несколько зон, которые на плане выделены цветом. Желтый — жилье. Голубой — логистика, склады. Зеленый — естественный ландшафт, который сохранится в первозданном виде. Серый — промышленная зона. Цехи, производственные корпуса могут иметь и другие размеры. Мы не знаем заранее, какая площадь понадобится для конкретного производства. Но важно, что здесь будут именно производственные корпуса.

Такова мировая практика строительства промышленных зданий, которым не обязательно быть архитектурно выразительными. Главное — простота, дешевизна, функциональность: металлический каркас, сэндвич–панели, внутреннее пространство. Кстати, по такому же принципу во всем мире и у нас строятся, например, гипермаркеты. Отличие в объемах и деталях: один оранжевый, другой серебристый. Об этом позаботятся архитекторы. Но масштабы будут сохраняться как для промышленного строительства, так и для жилищного: среднеэтажная застройка и коттеджи. Сейчас нельзя предвидеть, как будет выглядеть школа или поликлиника, торговый центр или спорткомплекс в зоне жилой застройки. Но место для них уже определено точно. Для того и генплан, без которого никак нельзя.

— А какова схема управления будущим парком?

— Администрация, которую я возглавляю, — это государственное учреждение. Его штат сегодня совсем невелик, всего 8 человек, его работа финансируется из бюджета. Наша задача — избавить инвестора и резидента от того, чего они опасаются во всем мире: от бюрократических процедур. У нас этот принцип называется «одно окно», в Китае — «одна станция». Мы зарегистрируем резидента, предоставим ему земельный участок, разрешим проектирование и строительство. Потом, если потребуется, максимально упростим его отношения с таможенными, налоговыми и другими государственными органами и зарегистрируем построенный им объект. Резидент сосредоточится на главном для себя — производстве продукции и получении прибыли.

— Еще недавно сообщалось, что строительство первых производственных корпусов начнется уже в мае — июне...

— Хочу быть реалистом. Это маловероятно. Сроки, возможно, сдвинутся на два–три месяца.

— Почему?

— Сейчас мы ведем переговоры с потенциальными резидентами, которые еще два года назад заявляли о своих намерениях и даже подписывали протоколы. Важнейшей проблемой для них тогда была и сейчас остается инфраструктура: дороги, электроэнергия, канализация, вода... Ее пока нет. Просто земля в чистом поле никому не нужна. Нельзя начинать строительство, если инженерные сети к объекту не подведены.

— Их сооружение, похоже, задержалось...


По морю и по суше на стройплощадку прибывает новая техника.

— В течение упомянутых ранее двух лет проделана огромная работа: создана законодательная база для работы парка. Разработана вся необходимая для освоения участка градостроительная документация: генеральный план, утвержденный постановлением Правительства; план детального планирования первой очереди строительства, прошел государственную экспертизу архитектурный проект стартовой зоны строительства площадью 354 га. Определен генеральный подрядчик по строительству инженерно–транспортной инфраструктуры «под ключ». Решена проблема финансирования строительства, на которую обращал внимание Президент.

Китайская сторона одобрила выделение льготного связанного кредита в размере 170 млн. долларов. На эти средства и будет строиться, в частности, инфраструктура.

Но кредит предстоит вернуть. Надо зарабатывать. С этой целью было создано СЗАО «Компания по развитию индустриального парка». Это коммерческая структура, которой предстоит управлять земельными ресурсами и недвижимостью, заниматься проектированием и строительством объектов инфраструктуры парка, оказывать услуги по их эксплуатации. Она будет заключать с резидентами договоры аренды земельных участков или продавать их в частную собственность. Из вырученных средств, в частности, будет погашаться кредит. Основными акционерами являются китайские компании «СИНОМАЧ» (40 процентов акций) и «САМСЕ» (17), Харбинская инвестиционная группа (3). Остальные 40 процентов принадлежат белорусскому государству в лице Миноблисполкома, Мингорисполкома и холдинга «Горизонт».

Компания выступает также заказчиком строительства инженерной инфраструктуры, а генподрядчиком является китайская компания «САМСЕ». Она уже зарекомендовала себя в нашей стране, например, на сооружении Светлогорского ЦКК. Напрямую управляющая компания не подчиняется администрации. Отношения строятся на основании договора о сотрудничестве: они партнерские.

— Но если строительство промышленных объектов еще не началось, то чем сейчас занимается возглавляемая вами администрация?

— Главная наша забота сегодня — поиск резидентов в дополнение к уже имеющимся — компаниям Huawei, ZTE... Мы практически каждый день заняты этим. Сегодня предстоит встреча с представителями компании, которая производит до трети оптоволоконных кабелей в мире. Она заинтересована в создании СП. Идут переговоры с компанией «Чайна Мэрчентс Групп», которая по всему миру занимается логистическими услугами, располагая большим количеством всех видов транспорта: морского, железнодорожного, автомобильного... Имея в виду, в частности, намерения Китая по воссозданию в новом качестве Великого шелкового пути, очень надеюсь на успех. Что Беларусь окажется на этом пути и что в нашем парке будет работать логистический оператор с мировым именем. Мы заинтересованы в привлечении крупных, так называемых «якорных» инвесторов, за которыми обычно следуют более мелкие, но многочисленные.

Нельзя не сказать о проблеме, которая перед нами стоит. Мы очень высоко подняли планку. Не каждая компания даже с мировым именем может стать резидентом парка, но лишь та, которая принесет сюда производства 5 — 6–го технологического уклада. Для сравнения скажу, что в стране таких единицы, преобладает уровень 3–го уклада. Наши приоритеты — электроника, биомедицина, тонкая химия, машиностроение, новые материалы... Размещать здесь традиционные производства, чтобы вместе с нашими преференциями дать им конкурентные преимущества, было бы нелогично. Для этого существуют, например, свободные экономические зоны.

Когда потенциальные резиденты увидят, что создание инфраструктуры уже началось, что здесь заняты не прожектами, а реальным делом, процесс пойдет быстрее. Нам нужно накопить некоторую критическую массу. Для китайских партнеров, насколько я понимаю, очень важна политическая воля. Здесь она проявлена, причем обоюдно, на высшем государственном уровне. Но даже это не может гарантировать успех, если инвестор, резидент не увидит для себя экономической выгоды.

— В чем же она будет состоять?

— Преференций и льгот, которые мы гарантируем, не дают своим резидентам ни СЭЗы, ни даже Парк высоких технологий. Условно они выражаются формулой «10+10»: освобождение от налогов на 10 лет и снижение налоговых ставок наполовину в последующие 10. Есть и другие. Если строитель, допустим, приехал на год и уехал, то и пенсию он в Беларуси получать не будет. Значит, логично освободить иностранных работников от социальных выплат. Зато работодатель сможет сэкономить на издержках и повысить конкурентоспособность своей продукции. Есть возможность получения земельного участка, обеспеченного всей инфраструктурой без аукциона, по фиксированной цене.


Первыми сооружениями  на объекте стали домики для строителей.

В любом случае нам придется конкурировать в жестких условиях. Индустриальные парки создаются не только в Беларуси. Повсюду свои особенности. Известно, например, что проект парка в одной из стран Балтии не состоялся лишь потому, что правительство не смогло уладить конфликт с частными владельцами земельных участков на его территории. Зато в России действуют более сотни индустриальных парков, создана даже их ассоциация. Большинство частные. Свои условия их администрация не всегда раскрывает. Будем конкурировать. Точно знаю одно: другого столь же масштабного парка — 90 кв. километров детально распланированной территории рядом с аэропортом и трансъевропейскими авто– и железнодорожными магистралями — нет ни в России, ни в Европе.

...Что происходит на площадке, читатель может судить сам. При нас фуры с литовскими номерами доставили сюда из порта Клайпеды очередную партию техники. Часть экскаваторов и бульдозеров выстроилась на площадке, словно для смотра. Другая работает. От леса уже расчищены многие гектары. Грузовики вывозят грунт, выравнивая холмистый рельеф под будущие улицы, промышленные и административные кварталы. Подведена временная ЛЭП. Китайская сторона выделила 20 млн. долларов на строительство силовой подстанции напряжением 110 киловольт. Вблизи символического камня уже возник городок. Это жилье для рабочих и штаб стройки. Работа начинается!

Если кого–то размах еще не впечатляет, важно помнить следующее. Обогнав США по объему ВВП, Китай постоянно подтверждает свои экономические амбиции. В начале года было объявлено, что Китай построит высокоскоростную железную дорогу, связывающую Пекин с Москвой, стоимостью 240 миллиардов долларов. Недавно создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, который превращает страну в мировой финансовый центр. Буквально на днях китайцы стали владельцами одного из ведущих мировых производителей автошин — Pirelli. Это дорогого стоит — и не только в финансовом плане! — что самая мощная экономика мира разместила свой амбициозный технологический проект именно в Беларуси. Китай умеет доводить до конца свои планы. Но мы не можем лишь полагаться на него и обязаны быть достойными могущественного партнера.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 60 (24690). Вторник, 31 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter