За незаконную добычу янтаря на Брестчине к ответственности привлечено больше десятка человек

Кто ищет, тех находят

«Янтарная лихорадка» уничтожила тысячи гектаров леса и пашни Ровенской, Волынской, Житомирской областей Украины. В минувшем году эта горячка перекинулась на Брестчину. Факты незаконной добычи «солнечного камня» зафиксированы в Березовском, Дрогичинском, Кобринском, Пинском и Столинском районах. Однако у нас этот теневой промысел угасает, не успев разгореться в полную силу. За незаконную добычу янтаря на Брестчине к ответственности привлечено больше десяти человек. Примечательно, что нарушили природоохранное законодательство не только самодеятельные «старатели», но и частное предприятие, получившее разрешение на проведение геолого–разведывательных работ.

Янтарные недра интересуют не только авантюристов, вдохновленных примером украинских коллег. Пять геологических отводов в Брестской области получили 3 негосударственные структуры. Осталась одна. Недавно Кобринский райисполком лишил общество с ограниченной ответственностью «Алрикс» участка. Разрешение на разведку предприятие получило два года назад. Однако нарушило проект. Государственные экологи неоднократно уличали фирму в нелюбви к природе при поиске минерала. В августе к месту раскопок была вызвана оперативно–следственная группа Кобринского райотдела милиции. Изъято изготовленное кустарным способом оборудование, с помощью которого велся гидроразмыв. Пока проводится проверка, оценивается ущерб.

Интересуюсь у заместителя председателя Брестского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергея Шилинчука: зачем получать разрешение на геолого–разведывательные работы, если добывать нельзя? Оказывается, смысл и выгода имеются.

— В случае выявления залежей янтаря и утверждения его промышленных запасов собственник геологической информации получает преимущественное право на освоение. Однако до сих пор на территории страны не выявлены месторождения, пригодные для промышленной разработки. Потенциально янтароносными являются территории ряда районов Брестской и Гомельской областей на границе с Украиной. Наиболее богатые коренные палеогеновые отложения расположены на глубинах около 40 – 60 метров. При существующих технологиях разработка их нерентабельна. А места проявления янтаря на меньших глубинах с запасами Прибалтики или Украины даже не сравнить.



Вот что они оставляют после себя...

Но доводы ученых для «старателей» не аргумент. Их умы будоражат слухи, что брестский янтарь пополняет зарубежные частные коллекции, экспонируется на минералогических выставках. Вместе с тем специалисты утверждают, что более 80 процентов найденного в нашей земле минерала не может быть использовано в ювелирном деле. Но желание обогатиться превышает все разумные доводы. У жителей Березовского и Дрогичинского районов при обыске изъяты 103 куска янтаря разных размеров. Барыш владельцам они не обеспечили... Троица организовала промысел в водоохранной зоне озера Черное на территории Березовщины. Потом было установлено, что двое из задержанных копали еще и в республиканском биологическом заказнике «Споровский» в Дрогичинском районе. Природа плачет от их действий. Площадь деградированных земель в «Споровском» — почти 5 тысяч квадратных метров, в границах водоохранной зоны озера Черное — 2,3 тысячи квадратов. Вред, причиненный окружающей среде, — почти 50 тысяч рублей. Суд Дрогичинского района приговорил «старателей», копавших в «Споровском», по ряду статей Уголовного кодекса к 4,5 года ограничения свободы. Оборудование и янтарь, изъятые при задержании, обращены в доход государства. Хоть какая-то наука другим!

Отметились копатели в Пинском и Столинском районах на территории Столинского лесхоза. Еще одну «разработку» обнаружили пинские пограничники летом в километре от границы с Украиной. По решению суда Пинского района один из «старателей» заплатил штраф — 25 базовых величин, второй — 20 базовых. Кроме того, они привлечены к административной ответственности за самовольную рубку деревьев. Сотрудники Жабинковской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды уличили в незаконном промысле граждан Беларуси и Украины севернее деревни Ольховка Кобринского района. Эти тоже заплатили штраф. «Янтарная лихорадка» распространялась по Полесью, как чума, но была остановлена. Сергей Шилинчук считает, что покалеченная земля долго еще будет помнить беспечных «старателей»:

Нехитрые инструменты «старателей».

— Действовали они скрытно, выбирали труднодоступные, переувлажненные участки. Добывали камни, размывая почву и янтароносные участки водой под давлением, с применением кустарного насосного оборудования. От добытчиков остались глубокие обводненные ямы, плодородный слой почвы размыт, он потом покроется наносами, погибнет живой напочвенный покров, деревья и кустарники. В большинстве случаев восстановить состояние таких земельных участков технически уже невозможно. Нарушенные участки леса, пашни, луга на очень длительный срок становятся непригодными для сельско– и лесохозяйственной деятельности.

Стоит ли всего этого мелкий промысел, который, как ни пытайся схитрить, ни в коем случае не останется без внимания государства? А еще эти истории с добычей янтаря — свидетельство того, что механизм выдачи разрешений на геолого–разведывательные работы нужно менять. В этой сфере должны работать профессиональные геологи, а не хищные частные структуры, по заявительному принципу получившие геологические отводы.

Кстати

За последние два десятилетия открыто 17 месторождений нефти, подготовлены к промышленному освоению 3 участка месторождений калийных солей, 2 месторождения каменной соли, 2 — железных руд, месторождение мела и мергеля, 6 месторождений цементного сырья, более 200 — песчано–гравийного материала, 570 — строительного песка. Перспективным направлением является проведение на территории Брестской области поисково–оценочных работ на базальты и сапонинсодержащие туфы.

valentinak3@mail.ru

Фото УКГБ по Брестской области.

Советская Белоруссия № 171 (25053). Среда, 7 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter