Так уж устроено в мире: все проходит. Пройдем и мы. И дела наши. И все–таки: то самое важное, для чего ты родился на свет, надо успеть сделать. Иначе жизнь не имеет смысла... «Мне за прожитое не стыдно», — скажет Виктор Алексеевич Пискарев. И в его глазах — не строгих, без оттенка стали, а мудрых и слегка ироничных, как незатухающие угольки, высвечиваются искренность и понимание. Министра внутренних дел БССР В.А.Пискарева его подчиненные уважительно называли «наш нарком». В генеральской форме Виктор Алексеевич очень похож на своего великого земляка из Калужской области маршала Победы Г.К.Жукова. То же волевое, мужественное лицо, те же осанка, собранность и готовность действовать, решать, принимать удар на себя. Те же открытость и бесстрашие правды. Сходство поразительное. И не только внешнее. Министр бывал крутым. На коллегии мог разойтись так, что, как говорят, хоть святых выноси. Во время доклада руководителя службы, если тот нес откровенную чушь или желаемое выдавал за действительное, мог подойти к нему и сказать: «Позвольте мне за вас отчитаться». И отчитывался за несколько минут. Да не так, как представлялось докладчику, а как должно быть на самом деле. Наглядный урок или издевательство? Ни то и ни другое. Высочайший профессионализм. Видение и понимание милицейской работы от низов и до самого верха. И знание психологии. Больше такой оплошности офицер не допустит.
Милицейский путь Виктор Пискарев начинал младшим лейтенантом. А закончил службу генерал–лейтенантом. На это ушло 40 лет. В нынешнем году сбежались аж 4 юбилейные даты из биографии генерала: 70 лет его трудовой жизни, 55 — службы в милиции, 25 из которых на генеральских должностях. И 65 лет рядом с ним его любимая жена Прасковья Ивановна...
Когда грянула Великая Отечественная война, Виктору Пискареву было двенадцать с небольшим. Жили они в то время в городке Оленино под Ржевом. Отец ушел на фронт. А семью (деда с бабушкой — родителей отца, мачеху с двумя детьми и Виктора) эвакуировали. Мама Виктора умерла после тяжелой болезни, когда ему исполнилось три года. Уехали они, правда, недалеко. Под Калининым (ныне Тверь) их настигли немцы. Что делать? Решили добираться до родных мест — в деревню Красная Горка Юхновского района Калужской области. Через порог родной хаты они переступят глубокой осенью.
После разгрома немцев под Москвой оккупантов отогнали до реки Угра, на берегу которой и стояла их деревенька Красная Горка. Жителей этой зоны немцы вывезли в Белоруссию. Семью Пискаревых определили в деревню Журавичи Рогачевского района. Лютый холод. Еды никакой. Сельчане и сами нищенствовали, но с беженцами поделились и кровом, и хлебом. Немцы гоняли их на строительство укреплений. А когда началась операция «Багратион», они, по сути, оказались в Бобруйском «котле». Чудом не погибли...
О том, как после освобождения Белоруссии Виктор добирался до Красной Горки (война разлучила его с семьей), можно рассказывать часами. От деревни не осталось и следа. Окопы, блиндажи да немецкое кладбище с белыми березовыми крестами... Не надеялся Виктор отыскать своих родных. Но надо же: случайно набрел на землянку в лесу, где жили дед с бабушкой. На семейном совете решили, что надо Виктору ехать в Москву. Там — дядя, родной брат мамы. Железнодорожник в чине полковника. Определил Николай Васильевич Павлов племянника рабочим машинно–путевой станции № 32. Вот так и начал свою трудовую биографию в феврале 1945 года 16–летний подросток Виктор Пискарев. Восстанавливали железнодорожный узел в Одессе. А когда вернулись в Москву, Виктор поступил в ФЗУ электриков. Получил специальность электромеханика.
Отец Виктора Алексей Иванович прошел всю войну до победного конца. Политрук батальона 5 раз был ранен. В обе руки и обе ноги. Подлечили его в госпитале и отправили в распоряжение ЦК Компартии Белоруссии. До войны Алексей Иванович руководил леспромхозом. Вот и назначили его начальником строительства Туровского леспромхоза. А через некоторое время к нему приехал Виктор. Что–то подсказывало парню, что Беларусь — это его судьба.
Молодой электромеханик вызывал у рабочих леспромхоза симпатии. И вовсе не потому, что был сыном директора. Он умел создать настроение. С ним было легко и надежно. Таких людей обычно называют душой коллектива. И хотя было этой душе всего 20 лет от роду, его избрали председателем рабочего комитета. А это уже — признание и доверие. Опыта работы с людьми, умения организовать дело, конечно же, у Виктора Алексеевича не было. Да и знаний элементарных не хватало: всего–то 5 классов образования. (Экзамены за среднюю школу он сдаст экстерном в 1957 году и поступит в Ленинградскую высшую школу милиции. А в 1979 году защитит кандидатскую диссертацию.) Тем не менее в 1950 году на районной конференции его избрали вторым секретарем Туровского райкома комсомола. Красивый, умный, мужественный парень явно проявлял качества лидера, вожака. Такое ведь не скроешь. По своей жизненной значимости тот год был ни с чем не сравнимый. Виктор Пискарев влюбился в выпускницу Пинского учительского института Прасковью Ивановну. Причем с первого взгляда. Она замечательно пела. И вот после выступления на сцене Туровского дома культуры Паша (так называли ее родные и близкие ей люди) шла через зал к своему месту. Проходя мимо комсомольского вожака района, сидевшего с краю, красавица нечаянно коснулась его лица своей великолепной косой. И это было как знак свыше. Так они познакомились. А через три дня после этого пошли в ЗАГС и расписались.
Звезда пленительного счастья щедро дарила им свет. Но никому неведомо, какие испытания готовит нам судьба. Родится сын Валерий. А потом — Сергей. Сыновей не станет в самом расцвете их сил... Как такое пережить родителям? Какие усилия воли нужны, чтобы скрыть страдания? Не замкнуться в себе? Это, пожалуй, по силам личности, живущей на верхней границе своих возможностей...
После войны в милиции в основном работали фронтовики, партизаны, парни, отслужившие в армии. Это были смелые, решительные люди, умевшие обращаться с оружием. Но не с людьми. Любой милиционер чувствовал свою власть над человеком. А где власть, там обязательно будет и злоупотребление ею... Нужны были кадры, которые умели бы не только ловить и сажать, но и помогать людям, воспитывать, защищать их. ЦК ВКП(б) принимает постановление о направлении на службу в милицию коммунистов и комсомольцев. Пришла разнарядка и на Туровский райком партии. На бюро райкома единогласно проголосовали за кандидатуру Виктора Пискарева. В марте 1951 года Виктор Алексеевич прибыл в Мозырь. Выдали ему офицерскую форму с одной маленькой звездочкой на погонах. И должность определили: помощник начальника политчасти управления МВД Полесской области по комсомолу. А комсомол — это его стихия. И он с головой окунулся в нее. Благо все, чем бы ни занимался Виктор Пискарев в милиции, было ему по душе. Он станет членом обкома комсомола. На конференции познакомится с Александром Никифоровичем Аксеновым, секретарем ЦК ЛКСМБ. И на всю жизнь сохранит уважение к этому удивительному человеку. По достоинству оценит его и Александр Никифорович. Будучи министром внутренних дел БССР, он назначит В.А.Пискарева заместителем начальника управления милиции Минска, а через три года — на такую же должность в министерство. Но это будет еще впереди... Надо сказать, что то время было очень щедрым на людей, с которых хочется делать свою жизнь. Начальником политчасти управления МВД Полесской области был Андрей Иванович Павлов. Коммунист до мозга костей. И человек с большим и добрым сердцем. Подлинной академией жизни и человечности стал для Виктора Алексеевича Василий Карпович Тимошенко, начальник УМВД Полесской области. Когда его назначили заместителем министра — начальником управления МВД республики, он решил перевести В.А.Пискарева в Минск. Присвоить звание старшего лейтенанта и определить помощником начальника политотдела по комсомолу. Но для этого ему понадобилось приложить немало усилий. Оказывается, без согласия Пискарева его утвердили завотделом пропаганды Мозырского горкома партии. А перед тем председатель Гомельского облисполкома Герой Советского Союза В.Е.Лобанок предлагал Виктору Пискареву должность секретаря обкома комсомола. Подумать только: младший лейтенант милиции с образованием 5 классов — и нарасхват. Так что же это за феноменальная личность — Виктор Алексеевич Пискарев? Сумевший за 22 года пройти нелегкий милицейский путь от младшего лейтенанта до генерал–майора. Был Виктор Алексеевич политработником, сотрудником ОБХСС и уголовного розыска. Начальником отдела службы, заместителем начальника управления милиции МВД. А потом — начальником управления внутренних дел Минского горисполкома, заместителем министра внутренних дел республики... Кстати, одно из званий называлось так — комиссар милиции! Виктор Алексеевич сегодня последний генерал, имевший это спецзвание.
Всякое случалось на его пути. Сотрудники госбезопасности перехватили оперативную разработку о взятках в горисполкоме. И возбудили уголовное дело. Начальник УВД Минска как бы остался в стороне, хотя на самом деле он работал над доказательствами. Вот и объявили ему на бюро обкома партии строгий выговор с занесением в учетную карточку. Наказание несправедливое. Но подавать на апелляцию Виктор Алексеевич категорически отказался. Он никогда не просил для себя.
Природа наградила Виктора Пискарева удивительным талантом организатора, руководителя и государственника. Сильный аналитик. Он умел прогнозировать обстановку и предвидеть последствия принимаемых решений. С ним работать было и трудно, и легко. Трудно, потому что рабочий день его подчиненных длился по 12 и более часов. Как правило, без выходных и праздников. Строжайший спрос за исполнение любого задания. И жесточайшая дисциплина. Легко, потому что каждый знал: «нарком» не предаст, не подставит, не бросит в беде. Никогда не скажет: «Это твои проблемы». Он умел защитить своих людей от необоснованных нападок, клеветы и грязи. Знал сильные и слабые стороны подчиненных. И практически не ошибался при их выдвижении. Неудивительно, что из–под его крыла вышли 20 генералов. Превыше всего Виктор Алексеевич ставил правду и законность.
В июле 1983 года Виктора Алексеевича вопреки его желанию переведут в Москву и утвердят начальником главного управления ГАИ МВД СССР. Вопреки, потому что он не видел себя в этой должности. Не представлял, как можно руководить госавтоинспекцией на колоссальном пространстве Советского Союза. К счастью, через полгода вернут в Минск и назначат министром внутренних дел БССР. И специальное звание генерал–лейтенанта внутренней службы присвоят. Пожалуй, никому из министров внутренних дел не удалось столько сделать для белорусской милиции, сколько смог Виктор Алексеевич Пискарев. Повсеместно для сотрудников милиции были построены отдельные здания и созданы все условия для их работы. Полк ведомственной милиции имел в Минске одно хилое общежитие. Построили прекрасное здание, где могли поселиться 400 жильцов. Возвели жилой дом. Обзавелся семьей — получай служебную квартиру. И не стало проблемы текучести кадров. А кадровой политике на всех уровнях Виктор Алексеевич уделял особое внимание. Санаторий «Белая Русь», поликлиника, одна из лучших в республике, — это тоже для сотрудников милиции. А сколько добрых дел совершил Виктор Алексеевич для своих избирателей, когда был депутатом Верховного Совета республики! Он возглавил Постоянную комиссию по реабилитации жертв политических репрессий. Проделана огромная работа: более чем двумстам тысячам граждан республики возвращены их добрые имена.
В бытность В.В.Бакатина главой МВД СССР, В.А.Пискарев, убедившись в его непорядочности, заявил: «С таким министром я работать не буду». Подал рапорт и ушел в отставку. Это было в январе 1991 года. Пройдет меньше года, и Бакатин «прославится» тем, что выдаст американцам некоторые госсекреты.
...Но тихая гавань не для такого могучего корабля, как Виктор Алексеевич. А что это так, можно судить по его наградам: два ордена Трудового Красного Знамени, знак «Заслуженный работник МВД», звание «Заслуженный юрист Республики Беларусь», многочисленные ордена зарубежных государств. Без малого 15 лет руководит прославленный генерал милиции Советом белорусской общественной организации ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск. Потому что, по словам Виктора Алексеевича, вся его жизнь пронизана заботой о человеке. И эта забота для него подобна кислороду.
Фото автора.
Советская Белоруссия № 41 (24671). Среда, 4 марта 2015