Сколько реально стоит каждая коммунальная услуга? Активный поиск ответа на этот вопрос, поставленный Президентом, начался в прошлом году. Параллельно с реформой ЖКХ, главная цель которой — прозрачность тарифов. И вот первые звоночки с мест. Пример. Государство строит жилье. Социальное, для отселения семей из ветхих домов, для сирот, инвалидов, и арендное. Потенциально это очень востребованный ресурс. Но как быстро у квадратных метров появляется наниматель? Вопрос. Проблему обозначил на недавней коллегии министр ЖКХ Александр Терехов: только в Витебской области пустуют 500 государственных квартир. Почти одновременно в «СБ» пришло письмо от двух председателей товариществ собственников из Витебска с новеллами о том, как из–за «простоя» госжилья жильцы соседних квартир рискуют остаться без... паспортов. Спросите, какая тут связь и где логика? Представьте себе, случаются и такие перипетии.
Анатолий Кравчинский и Анатолий Дятлов бьют тревогу: члены их товариществ могут остаться без паспортного учета.
...Светлана Кабачева, жительница дома № 22 по улице Богатырева в Витебске, в первые же дни января поспешила в расчетно–справочный центр. За справкой о составе семьи. Как маме двоих несовершеннолетних детей, одному из которых не исполнилось трех лет, ей в этом году, по указу Президента, положено дополнительное пособие, около 700 тысяч рублей в месяц. Неплохая прибавка в бюджет. «Ваш дом с декабря не обслуживаем!» — дала от ворот поворот паспортист.
— Договор на услуги паспортного учета истек 9 декабря, и ЖРЭТ Первомайского района отказался его продлевать, — расставляет точки над «i» председатель товарищества cобственников Анатолий Кравчинский. Предшествовал инциденту резонансный судебный процесс. Дом № 22 — новостройка, ключи жильцы получили в сентябре 2014–го. Из 96 квартир 7 — государственные. 5 пустовали до октября – ноября, пока не были переданы жильцам снесенных домов. А до того ни членские, ни вступительные взносы, ни «коммуналку» за пустующее жилье, переданное в ведение ЖРЭТ Первомайского района, никто не платил. Анатолий Кравчинский несколько месяцев вел переписку с госорганами и, не добившись денег, подал иск в суд. Дело выиграл. Взыскал со ЖРЭТ около 3 млн. рублей и, получив их, тут же перечислил обратно — в погашение накопившейся за время судебных разбирательств задолженности по услугам паспортного стола.
— Мой судебный прецедент, похоже, очень не понравился руководству жилищно–эксплуатационной службы, — комментирует произошедшее А.Кравчинский. — В итоге с товариществом расторгли договор, сославшись на то, что паспортный учет не указан в перечне основных жилищно–коммунальных услуг, оказываемых в обязательном порядке. То есть хотим — будем сотрудничать, а на нет и суда нет. Но содержать паспортистку в одном отдельно взятом доме — это экономический нонсенс! Да и зачем дублировать давно отлаженную структуру? Где логика?! Ладно, сейчас обращаются в основном молодые мамы за справками на пособие, мы с бухгалтером их сами напечатали и выдали. А если жильцу понадобится паспорт получить или поменять, прописаться–выписаться? Как быть?
У Анатолия Дятлова, председателя товарищества собственников «Второй проспект», созданного в доме № 5/2 по улице Строителей в центре Витебска, история еще витиеватее. С руководством ГП «ЖРЭТ Первомайского района» несколько месяцев он «любезно» обменивается досудебными претензиями. Суть. Государственная коммунальная организация с 1 декабря 2009 года является балансодержателем одной из квартир в элитном доме площадью более 100 квадратных метров. До августа 2013 года товарищество и ЖРЭТ делали взаимозачет: за долги по «коммуналке» паспортисты обслуживали жильцов. Однако в июле 2013–го «идиллия» резко закончилась. Реформа ЖКХ, нацеленная на прозрачность стоимости коммунальных услуг, заставила ЖРЭТ считать каждую копейку. Вот предприятие и выставило товариществу 7 млн. рублей долга за паспортный учет с требованием погасить в течение 5 дней и угрозой подать иск в суд. В ответ Дятлов направил встречную претензию: ликвидировать задолженность по «коммуналке» за пустую квартиру в размере почти 16 млн. рублей. К моему приезду в Витебск суммы с пеней и процентами за пользование чужими деньгами выросли до 18,5 и 39,5 млн. рублей соответственно, и, похоже, все закончилось мировым соглашением. Во всяком случае, главный инженер ЖРЭТ Первомайского района Витебска Наталья Бакштай, приняв меня и двух председателей товариществ, одному пообещала беспрепятственное паспортное обслуживание, а Анатолий Кравчинский написал заявление о заключении нового договора. Но это не решает проблему в целом. На балансе ЖРЭТ Первомайского района, по словам Натальи Бакштай, более 100 пустующих квартир, затраты на содержание которых бюджет хронически не возмещает сполна. А чуть позже стало понятно почему.
— Построенное за счет государства жилье должно заселяться в течение месяца, — утверждает Валентина Бондарева, заведующая сектором финансов отраслей местного хозяйства Витебского горисполкома. — Если сроки затянуты, тем более с 2009 года, то финансовому отделу необходимо выяснить: по какой причине, кто виноват? Ведь речь идет о государственных средствах, которые должны расходоваться обоснованно и законно. По этому вопросу создана комиссия. По итогам рассмотрения деньги будут перечислены ЖРЭТ, а затем товариществам собственников.
Товарищество со ЖРЭТом обменивается досудебными претензиями.
Однако это еще не все проблемы. Поскольку услуга паспортного стола объявлена не основной (читай: необязательной) и, более того, постановлением Министерства жилищно–коммунального хозяйства от 20 мая 2013 года ее исключили из перечня работ по техническому обслуживанию (что в общем–то логично), то у исполкомов отпали основания для дотаций ее стоимости. Анатолий Кравчинский уже подсчитал: паспортизация дома по улице Богатырева стоит 500 тысяч рублей в месяц. Не получая дотаций из бюджета, председатель вынужден либо предъявить дополнительные сборы жильцам или просто отказать им в паспортном обслуживании. В первом случае он непременно попадет под санкции Указа Президента № 461 от 10 октября 2013 года, предусматривающего единые тарифы для жильцов, обслуживаемых как государственными, так и частными жилищно–коммунальными организациями. Во втором — оставит 96 семей без документов, удостоверяющих личность. Кстати, в стране уже есть граждане, сознательно отказавшиеся от паспорта по религиозным убеждениям. А теперь что, будут люди, паспорта вынужденно лишенные? Хотя согласно нормам Указа Президента от 7 сентября 2007 года № 413 финансирование затрат по учету граждан по месту жительства и пребывания вообще надлежит осуществлять за счет средств местных бюджетов. Так из–за чего, собственно, весь сыр–бор? И почему крайними в правовой коллизии стали ни в чем не виноватые жильцы?
aelita@sb.by
Советская Белоруссия № 26 (24656). Среда, 11 февраля 2015