Пригороды Минска и других городов быстро прирастают малоэтажной застройкой, которая на глазах преображает ландшафты. Новые коттеджи все чаще строятся из современных, ярких материалов и удивляют архитектурными формами. Все больше наших сограждан способны решать свои жилищные проблемы самостоятельно. Можно бы только радоваться, если бы не одно обстоятельство: землю под застройку не всегда получают те, кто имеет на это преимущественное право.
Преференции даны, например, нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам, проживающим на данной территории. Они могут получать участки в пожизненное наследуемое владение. Другие должны их покупать по кадастровой стоимости или на аукционах. Процедуры четко очерчены несколькими указами (№№ 431, 667...), другими законодательными актами, которые системно регулируют, уточняют и совершенствуют механизмы использования, предоставления или изъятия земли под застройку. Президент неоднократно требовал от местных властей устранить беспорядок в земельных отношениях, обращая внимание, что особо этим грешат Минск и Минская область.
Как показала проверка, проведенная Комитетом госконтроля в Хатежинском и Щомыслицком сельисполкомах Минского района, требования Президента и законодательные нормы до сих пор в полной мере не исполняются.
Обследование всего двух из пяти массивов индивидуальной застройки в Щомыслицком сельисполкоме выявило 46 неиспользуемых участков, которые были выделены застройщикам еще 3 — 5 лет назад. Строительство так и не началось, наделы поросли сорняками. Следуя закону, местные власти уже давно должны были изъять землю и повторно распределить среди нуждающихся. В некоторых случаях земля для строительства жилья предоставлялась вне очереди либо сверх допустимой площади, либо тем, кто вовсе не имел на нее права. На территории сельсовета выявлено 43 таких участка общей площадью более 4,6 га. Факт тем более вопиющий, что в очереди нуждающихся здесь состоит более 1,2 тысячи граждан.
В населенных пунктах Хатежинского сельисполкома не задействованы 2,5 га свободных земель, пригодных для жилищного строительства. Зато здесь был дважды выставлен на аукцион и продан разным гражданам в частную собственность один и тот же земельный участок в агрогородке Хатежино. На территории Щомыслицкого сельсовета землевладелец сумел незаконно перепродать свой надел. По итогам проверки ему пришлось уплатить около 46 млн. рублей. Всего же бюджеты только двух этих сельисполкомов недосчитались около 240 млн. рублей только потому, что стоимость выделенных участков была занижена либо не взыскана вовсе. Если в других пригородных сельисполкомах ситуация не лучше, то счет пойдет уже на многие миллиарды.
Известно, что по итогам аукционов стоимость некоторых участков на территории того же Хатежинского сельисполкома поднималась до 400 — 600 млн. рублей за 15 соток! Проверка охватила земли, непосредственно прилегающие к Минской кольцевой автодороге. То есть наиболее дорогие и при этом максимально доступные для учета и контроля. Что же тогда делается в более отдаленных пригородах столицы? Знают ли власти их суммарную стоимость и финансовый потенциал для пополнения своих бюджетов? Вопрос, похоже, открытый.
Комментируя итоги проверки для редакции «СБ», начальник управления Комитета госконтроля Минской области Павел Цыценя обращает внимание, что выявленные нарушения в большинстве своем обусловлены ненадлежащей работой органа исполнительной власти. Между тем антикоррупционный профилактический механизм давно разработан и в законе тоже прописан: информация о свободных и пригодных для застройки участков должна находиться в открытом доступе — в частности, на информационных стендах сельисполкомов и официальном сайте Минского района. Надо ли говорить, что и это требование не соблюдалось.
Госконтроль выдал предписания об устранении выявленных нарушений. Правовую оценку действиям должностных лиц даст прокуратура Минской области.
ponomarev@sb.by
Советская Белоруссия №220 (24601). Среда, 19 ноября 2014.