Очереди на границе — это, к сожалению, довольно частая ситуация, с которой приходится сталкиваться людям при выезде за рубеж. В периоды сезонных пиковых нагрузок очереди буквально выматывают граждан. Да и самим службам в пунктах пропуска приходится крайне нелегко.
У этого явления причин много. Это и экономика, и социальные процессы, и сезонность, и технические возможности пунктов пропуска, и, конечно же, сама работа контрольных служб.
Именно поэтому в первую очередь были решены вопросы, связанные со службами на границе. Все, что можно было усовершенствовать или привнести оптимального в алгоритм работы подразделений контроля в пунктах пропуска, уже сделано.
Наряду с этим разработаны и эффективно применяются новые алгоритмы действий при возникновении очередей, включая актуальное информирование граждан об обстановке на границе и в пунктах пропуска. Наши системы готовы оперативно привлекать дополнительные силы и средства, чтобы разрешать кризисные ситуации, связанные с очередями. И мы сегодня можем с полной уверенностью сказать, что образование очередей с работой пограничников и таможенников сегодня связано меньше всего.
Еще для добросовестных субъектов внешнеэкономической деятельности предусмотрена система выдачи пропусков на внеочередной въезд в пункты пропуска. Эта административная процедура действует на платной основе. Она призвана помогать внешним бизнес–контактам, и ею активно пользуются как белорусские, так и зарубежные участники.
И все же нагрузка на пункты пропуска на основных направлениях потоков через границу уже давно стала превышать нормативы в 2 — 3 раза. Пассажирские и транспортные потоки через границу растут из года в год. Поэтому сегодня очень много делается в отношении увеличения пропускной способности пунктов пропуска. Причем не только с нашей стороны, но и со стороны сопредельных государств. Ведется постоянная плановая модернизация пограничной и таможенной инфраструктуры, повышающая проектные возможности пунктов пропуска с учетом тенденций и перспектив роста грузо– и пассажиропотоков. Активно внедряются новые технологии контроля. Но этот процесс достаточно длительный и требует высокой согласованности усилий с нашими соседями. И финансово это осилить одновременно трудно и нам, и соседям. Но результат этой работы все же — день завтрашний, а проблемы очередей давят на нас сегодня.
Поэтому направление развития «электронных очередей» с точки зрения скорости внедрения становится наиболее перспективным в стабилизации обстановки на границе.
Изучен опыт целого ряда стран. Практические возможности были предоставлены нашими эстонскими коллегами. И в результате Госпогранкомитет вышел с инициативой в Правительство для нормативного оформления и запуска этого проекта.
Глава государства одобрил эту идею и поручил быстро и эффективно реализовать введение системы электронных очередей в пунктах пропуска через белорусскую границу.
На сегодняшний день проведены эксперименты в пунктах пропуска «Козловичи» и «Каменный Лог». Анализ полученных данных свидетельствует о том, что система востребована. Есть однозначное мнение о большой пользе этой новой возможности для людей. Она имеет много положительных отзывов.
Например, только в ходе эксперимента в пункте пропуска «Каменный Лог» за месяц систему бронирования опробовали более 2 тыс. транспортных средств, из них более 1,8 тыс. легковых и более 200 грузовых транспортных средств. Реально по услуге границу пересекли порядка тысячи транспортных средств, из них более 880 легковых и 170 грузовых.
На сегодня осталось доработать систему с учетом пожеланий граждан и грузоперевозчиков и приступить к основному этапу реализации. Уже в этом году начнем внедрять ее и запускать в промышленную эксплуатацию в белорусских пунктах пропуска.
Разработанная белорусскими специалистами технология электронных очередей позволяет решить целый спектр очень важных вопросов регулирования потоков через пункты пропуска.
Во–первых, заблаговременная регистрация транспортных средств в очереди автоматически сокращает время ожидания на границе, так как все будут приезжать к назначенному часу. Это значит, что очереди будут сокращаться, а потоки станут интенсивнее.
Во–вторых, создание сервисных зон ожидания для размещения автомобилей перед въездом в пункт пропуска освободит дороги, улучшит безопасность дорожного движения и правопорядок на территории, прилегающей к пункту пропуска, благоприятно скажется на экологической обстановке. И, конечно же, это обеспечивает благоприятный режим работы и отдыха водителей.
В–третьих, экономическая выгода для участников внешнеэкономической деятельности станет более очевидна. Максимальное исключение вероятности простоев на границе сокращает финансовые потери транспортных компаний и владельцев грузов.
В итоге людям становится намного удобнее, а страна получает выгодный транзитный имидж.
Если кратко по самой технологии, то система электронной очереди будет иметь две составляющие. Это непосредственно электронное бронирование времени въезда транспортных средств в пункт пропуска, работающее на принципах заблаговременности, и пропуск по живой очереди, работающий на принципах регулирования потоков по факту прибытия к пункту пропуска.
Система электронного бронирования позволит гражданам заранее зарезервировать на специальном интернет–сайте удобное в промежутке месяца время въезда в пункт пропуска.
Количество транспортных средств по брони будет определяться для каждого пункта пропуска индивидуально с учетом его пропускной способности и иных особенностей.
Зная забронированное время въезда в пункт пропуска, водители данных транспортных средств могут прибыть в зону ожидания к назначенному времени, что позволит им избежать необходимости длительного ожидания пересечения государственной границы перед пунктом пропуска и тем самым уменьшить очереди транспортных средств на подъездах к ним.
Лица, не воспользовавшиеся этой услугой, просто будут въезжать в пункт пропуска из зоны ожидания в порядке живой очереди.
Управлением всей системой электронной очереди будет заниматься специальная организация–оператор.
Пропуск транспортных средств в автодорожные пункты пропуска по электронной очереди будет осуществляться через специально оборудованную зону ожидания (за исключением автобусов, выполняющих регулярные перевозки пассажиров, а также транспортных средств медицинской помощи, пожарной охраны, аварийно–спасательных служб, следующих для оказания неотложной помощи и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций).
Зона ожидания будет представлять собой специально оборудованную площадку для транспортных средств, расположенную перед пунктом пропуска и предназначенную для обеспечения функционирования системы электронной очереди.
Там будут оказываться услуги размещения прибывающих в зону ожидания транспортных средств до их убытия в пункт пропуска, проверка наличия электронного бронирования, а также регистрация в системе электронной очереди транспортных средств, прибывших по живой очереди.
Зона ожидания будет оборудоваться комплексом технических и программных средств, необходимых для реализации функций по управлению очередностью выезда транспортных средств из зоны ожидания в пункт пропуска в рамках работы системы электронной очереди.
Чтобы водители ориентировались в порядке очередности, в зонах ожидания будут устанавливаться электронные табло с выводом соответствующей информации.
За бронирование времени въезда транспортных средств в пункт пропуска с применением системы электронной очереди будет взиматься плата. А вот сам въезд в зону ожидания транспортных средств будет бесплатным.
Управлять работой зон ожидания будет тоже оператор — организация, ответственная за функционирование зоны ожидания и определяемая облисполкомом.
Сейчас данный проект проходит подготовку нормативно–правового обеспечения. После этого пройдет выбор инвесторов и сроков для создания зон ожидания и последующего внедрения в автодорожных пунктах пропуска системы электронной очереди.
Подводя итог, следует отметить, что электронное бронирование времени пересечения границы — это наиболее современный и выгодный для человека вариант беспроблемного пересечения границы. Он гарантирует, что поездка не будет испорчена длительным ожиданием в очереди.
Люди в данном случае получают возможность сами выбирать удобное для них время пересечения границы и уверенность в том, что их планы на поездку не будут разрушены.
Конечно же, электронные очереди не смогут полностью решить всех проблем, но дадут возможность упорядочить значительную часть процессов и добавить больше комфорта при пересечении границы. Ведь огромные очереди — это проблема, бьющая по транзиту.
Государственная граница, пункты пропуска имеют для страны еще и имиджевое значение, а не только лишь связаны с пограничной безопасностью. Негативные ощущения, складывающиеся в очередях, явно не способствуют ни туристической, ни транзитной привлекательности Беларуси, где заложен большой экономический потенциал нашей страны, находящейся на пересечении главных транспортных и пассажирских потоков между Западом и Востоком.
Леонид МАЛЬЦЕВ, председатель Государственного пограничного комитета.
Советская Белоруссия № 115 (24745). Пятница, 19 июня 2015