100 лет исполнилось со дня рождения легендарного партизанского комбрига Дмитрия Тябута

Его война и мир

«Цудоўны чалавек, цудоўны!..» — когда такие слова произносят десятки людей, а ты, слушая их воспоминания, листаешь документы, страницы книг и характеристик, сам все больше проникаешься уважением к этому человеку. И сегодня педагога, командира партизанской бригады им. К.Ворошилова, видного государственного деятеля Дмитрия Тябута с теплом вспоминают сотни наших соотечественников. В ноябре Дмитрию Васильевичу исполнилось бы 100 лет...

Жена и дочь Дмитрия Васильевича показывают старые фотографии из семейного архива

Из класса в землянку

Разве мог представить он, учитель Мало–Ситнянской, Шпаковщинской школ Полоцкого района, заведующий Ветринским районным отделом народного образования, что его избрание на пост руководителя района почти совпадет с началом Великой Отечественной войны? Дмитрий Васильевич вступил в ряды Красной Армии в звании политрука, а в 1942–м вернулся на родную землю с боевым отрядом. Именно он стал стержнем партизанского отряда «Мститель», а спустя время — партизанской бригады имени К.Ворошилова.

Обеспечение бойцов лекарствами, провизией, вещами первой необходимости стало заботой комбрига на долгие три года. Но главным было достать оружие для всей бригады, в состав которой входило 6 отрядов — более 800 человек! После налетов на немецкие гарнизоны выручали военные трофеи, но этих запасов явно недоставало. Тогда огромной радостью для партизан становился прилет фанерных У–2. Бойцы разжигали костры, чтобы глухой ночью летчик смог приземлиться или сбросить долгожданный груз с парашюта.

«Мы сразу обратили внимание на его представительный вид. Высокий, стройный человек с автоматом на груди. Говорил он так, что руки сильней сжимали оружие... Умел поднять боевой дух и повести за собой людей», — вспоминали о Дмитрии Васильевиче. Многие признавались, что учились в «тябутовской школе жизни». «Справедливый, требовательный командир, большой души человек», — так говорит о Дмитрии Васильевиче командир подрывного взвода, участвовавший в рельсовой войне 1943 — 1944 годов, писатель Александр Савицкий. Под началом храброго комбрига партизаны бригады имени К.Ворошилова пустили под откос 48 вражеских эшелонов, взорвали 6.012 рельсов, 31 железнодорожный мост, привели в негодность 17.700 км связи, ранили 2.415, уничтожили 4.780 немецких солдат и офицеров, сожгли 42 казармы, разгромили 4 гарнизона, подбили 6 вражеских танков, взорвали 61 автомашину, сбили 2 вражеских самолета...

Семейная фотография. -1975 г.

В тяжелый период немецкой блокады Полоцко–Лепельской партизанской зоны в апреле–мае 1944 года командование вылетело в Москву для разработки стратегической операции. «А Тябут остался, не улетел?» — пошли разговоры. Люди верили — если он с ними, точно прорвутся. Так и случилось. С 4 на 5 мая вырвались из кольца окружения... Вот как об этом писал в своей книге «Сквозь огонь» Дмитрий Васильевич: «Впереди нас ждала ночь в пути. Люди устали: целый день... шли в атаку, гнали гитлеровцев из леса. Теперь снова дорога. Лица партизан худые, давно не бритые. Но ни одной жалобы. Каждый знал, что помощи в эту ночь никто не окажет: у нас нет соседей ни слева, ни справа, ни сзади. Вокруг только фашисты. И мы должны пробиться... Гитлеровцы уже близко... Идут с собаками. Строчат из автоматов... Наша оборона молчит. У нас маловато патронов. Надо беречь боеприпасы, каждый выстрел — только в цель. Наконец, мы открываем огонь. Немцы сразу бросаются на землю — опытные, вымуштрованные вояки. Но у нас преимущество: мы на высотках, они в низине, наши стрелки метко целятся в карателей... Фашисты не выдерживают и бегут...»

С Фиделем Кастро. -1972 г.

Спустя пару месяцев была освобождена Белоруссия. Кто–то из партизан влился в ряды Красной Армии, кто–то занялся восстановлением хозяйства после разрухи. В их числе и Дмитрий Васильевич. Было решено использовать его опыт и знание людей, вместе с которыми делил трудности военного времени. Надо было начинать строить жизнь заново.

«Ты живой!»

Верно говорят: для тех, кто воевал, война никогда не заканчивается. Потому встречи с боевыми товарищами, как отдушина, большая радость. Первый раз бывшие партизаны бригады им. К.Ворошилова собрались на Полотчине в местечке Гомель, где располагался их штаб, в 1958 году ближе к священной дате 3 июля — Дню освобождения Белоруссии. «Ты живой, живой!» — увидев близкого боевого товарища, ушедшего воевать в рядах Красной Армии, не мог сдержать волнения знаменитый комбриг. Они обнялись, на глазах слезы счастья...

1970 г. -Работа.

«Война — это всегда большая беда, но, с другой стороны, для отца и его соратников — время молодости, товарищества, крепкой дружбы на всю жизнь. Конечно, огромной радости, оттого что победили, — перебирая семейный фотоархив, размышляет дочь комбрига профессор кафедры кардиологии и ревматологии БелМАПО Тамара Дмитриевна. — Знаю, папа переживал каждую смерть. Потому по его инициативе был создан мемориал бригаде в местечке Гомель. Как дань вечной памяти воевавшим, погибшим... Именно там, в день 30–летия освобождения Белоруссии, партизаны заложили капсулу с завещанием потомкам, которую вскроют 3 июля 2044 года. И это сделают их внуки и правнуки».

Бывшие партизаны вместе с семьями собирались здесь каждый год. Там, где раньше была землянка, разводили костер, пели песни, вспоминали. Увы, ныне почти никого из них не осталось. Тамара Дмитриевна всегда удивлялась, что в глазах и словах тех, кто прошел через все ужасы войны, не было ни капли агрессии или обиды, только радость и доброта.

Под свою ответственность

«Как начальник — справедливый и строгий, как семьянин — исключительный. В доме благодаря Дмитрию Васильевичу всегда были порядок и дисциплина», — так характеризует супруга вдова Лидия Петровна. На все просьбы сотрудников он реагировал мгновенно. До сих пор к Татьяне Дмитриевне приходят люди, прежде работавшие с ее отцом, рассказывают, что только благодаря ему когда–то окончили институты, получили квартиры. Вспоминают, как, встречая их, тогда совсем юных, он, уже председатель Минского облисполкома, строго спрашивал: «Будете работать в области? Остаетесь? Тогда поможем».

А неоправданные команды, спущенные сверху, Тябут выполнять отказывался. Принимал решения под свою ответственность. Например, поступало распоряжение начинать посевную в области 15 марта, а земля–то еще холодная. Возьмешь под козырек — придется после пересевать, пускать труд людей насмарку. У Дмитрия Васильевича хватало смелости поступать по–своему. Между прочим, в одной из характеристик вместе с положительной оценкой «в решении вопросов настойчив и принципиален, в быту и поведении скромен; к выполнению поручений относится честно и добросовестно» есть и такая строка: «отрицательным моментом в товарище Тябут является переоценка своих способностей». Перечитывая документ, близкие улыбаются: «Это его уверенность и непокорность так определили. Но у Дмитрия Васильевича действительно был сильный характер».

Его рабочий день начинался в 8 утра, а заканчивался часто к 10 вечера. В будни с отцом было и не поговорить — он с головой в делах. А в выходные вдруг предложит: «Хотите посмотреть, как растет хлеб?» И вместе с дочками садился в машину и ехал по Минской области...

Порядочность и дисциплина высоко продвинули Дмитрия Васильевича по карьерной лестнице. Был он и первым заместителем, а после министром производства и заготовок БССР, секретарем Минского сельского обкома ЦК КПБ, председателем исполкома Минского областного Совета депутатов. Отличался передовыми взглядами на сельское хозяйство, промышленность региона, которым руководил 14 лет. Может быть, это корни, гены. Ведь сам вырос в крестьянской семье, у отца было 4 гектара земли, свое хозяйство...

Самоотверженная работа без праздников и выходных сказалась на здоровье. В 1973 году случился первый инфаркт. Но спасла воля к жизни и опять же сильный характер. Восстановился и еще 13 лет работал на высоких постах. Не стало Дмитрия Васильевича в январе 1987–го. В память о легендарном комбриге его именем названы Ветринская средняя школа, а также улица в Полоцке. Именем хорошего, большого человека...

Факт

В 1965 году первый секретарь ЦК КПБ Петр Машеров обратился к генсеку Леониду Брежневу с просьбой о присвоении звания Героя Советского Союза семнадцати белорусским подпольщикам и партизанам. Документально подтверждено: в представленных двух списках значилось и имя Дмитрия Тябута. Но удостоились Золотых Звезд Героев только 7 человек — посмертно. Говорят, тогда они не достались выжившим по причине или небрежного делопроизводства, или подковерных интриг наверху.

Справка «СБ»

За боевые заслуги и военный талант еще в сентябре 1943 года комбригу и старшему лейтенанту Дмитрию Тябуту было присвоено звание подполковника. Среди 21 государственной награды Дмитрия Васильевича — полководческий орден Кутузова I степени, три ордена Ленина, орден боевого Красного Знамени, орден Отечественной войны II степени, два ордена Трудового Красного Знамени.

mart@sb.by

Советская Белоруссия №227 (24608). Пятница, 28 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter