Грязное такси у подъезда как–то сразу бросается в глаза. А грязный самолет, когда вы подходите к трапу? Впрочем, это редкость. И дело тут не только в престиже авиакомпании. Грязь на обшивке увеличивает сопротивление во время полета, а, следовательно, растут расход топлива и материальные затраты. Это факт. Так что профессия мойщиков воздушных судов (наружная мойка) из разряда особых. И редких. В ОАО «Авиакомпания «Белавиа», парк которой насчитывает 27 самолетов, эту работу выполняет бригада из трех человек.
...Выход на технический перрон строго по пропускам. Нас сопровождает начальник участка обслуживания бытового оборудования авиационно–технической базы «Белавиа» Зоя Черник. Коротко вводит в курс дела. Мол, профессия особых навыков не требует, достаточно среднего образования — остальному научат на месте. Главное, хорошее здоровье и выносливость — труд тяжелый, связан с вредными условиями и работой на высоте. Зоя Юрьевна вспоминает, что одно время наружными мойщиками воздушных судов работали и женщины — справлялись лучше мужчин. Сейчас в бригаде самый старший и опытный — 56–летний Иван Барыгин. А самый молодой — 32–летний Эдуард Бондарев. Имеет высшее образование, до недавнего времени трудился по специальности в отрасли металлургии в Украине. Четыре месяца назад вместе с семьей переехал в Минск...
— Нужна была работа, пришлось импровизировать, — рассказывает Эдуард. — Вакансию нашел на сайте Министерства труда и социальной защиты Беларуси. Позвонил, пригласили на собеседование. Прежде чем приступить к работе, нужно было пройти обязательную медкомиссию. В том числе раскручивали на специальном кресле — проверяли вестибулярный аппарат. Но для меня это не впервой, на прежнем месте тоже трудился на высоте, а потому уже проходил подобные испытания. Затем был инструктаж по технике безопасности, знакомство с необходимой для работы документацией.
— На обучение новичку дается пять рабочих дней, — поясняет Зоя Юрьевна. — В это время рядом с ним обязательно находится мастер участка обслуживания бытового оборудования или опытный напарник. Затем можно работать самостоятельно.
Задание для Эдуарда Бондарева на сегодня — вымыть крылья и хвостовую часть самолета «Боинг 737–300». Весь рабочий инвентарь, включая емкость с кубом воды (для снижения жесткости в нее добавляют несколько капель спецжидкости), умещается на тележке. Сначала мойщик включает аппарат высокого давления, с помощью которого обдает самолет подогретой водой из шланга. Затем берет щетку и натирает хвостовую часть самолета специальным моющим средством, которое не вызывает коррозии и отслоения краски. И наконец через 5 — 10 минут смывает его напором воды.
— Сложнее всего мыть нижнюю часть самолета, в районе шасси — там больше всего загрязнений, — признается Эдуард. — Под крылом приходится постоянно нагибаться, находиться в неудобном положении. При этом нужно быть внимательным к мелочам: следить, чтобы тряпка не упала на перрон, чтобы не прилип какой–нибудь камушек. Это очень важно. Поцарапаешь краску на обшивке — пойдет коррозия, что недопустимо.
Может показаться, что профессия мойщика воздушных судов простая. На деле же мыть пол под ногами и обшивку самолета над головой — это совсем разные физические нагрузки. Даже длина щетки имеет значение. Бывает, что, стоя на перроне, мойщику нужно очистить хвостовую часть на высоте 5 — 6 метров. Если не дотягивается — стремянка в помощь или автовышка. Иногда и по крылу самолета нужно пройтись с тряпкой в руках. Не упасть помогает обувь с противоскользящим покрытием. К слову, спецодежду мойщикам выдают на предприятии.
— Сколько нужно времени, чтобы вымыть такой «Боинг»?
— Зависит от степени загрязнения. Этот, например, не очень грязный, — констатирует начальник участка. — Благо сейчас сухая погода. За смену два человека помоют. А бывает, особенно зимой или в дождь, самолеты аж черные от копоти. Тогда и два рабочих дня нужно... Что касается других моделей, может и больше времени понадобиться, — тут снова начинает работать аппарат высокого давления, и, чтобы хорошо слышать друг друга и не попасть под брызги, нам приходится отойти подальше, после чего Зоя Юрьевна продолжает: — У «Эмбраеров», например, нижняя часть фюзеляжа загрязняется быстрее, чем у «Боингов». Очередность мойки определяем визуально. Эту работу ежедневно выполняют мастера участка обслуживания бытового оборудования. Ходят по перрону, смотрят, составляют заявку в отдел планирования технической эксплуатации воздушных судов для дальнейшей организации работы.
Перед тем как отправить самолет на мойку, авиатехники отключают питание и пломбируют приемники статического давления. Затем мойщики проверяют, чтобы все двери и люки были закрыты, и только после этого могут приступать к работе.
Смена длится 8 часов. Но бывают и внеурочные вызовы — вечером и в выходные дни... Вообще, самолеты моют круглый год. Исключение — гроза и порывы ветра больше 15 метров в секунду. В сильный мороз можно трудиться в ангаре — там теплее. Кстати, именно зимой, когда на улице снег и слякоть, работы у мойщиков воздушных судов больше всего. При этом мыть самолет напором воды при температуре ниже минус 5 градусов нельзя — тогда работники вооружаются ветошью, смоченной в моющей жидкости с антифризом. Так называемая «сухая» мойка применяется и в случаях, когда самолет из одного рейса сразу ставят в другой, третий и устроить ему полноценный «душ» нет возможности.
dekola@mail.ru
Советская Белоруссия № 121 (24751). Суббота, 27 июня 2015