Водители сбегают с места трагических ДТП из-за малодушия и незнания законов

Водители сбегают с места трагических ДТП из-за малодушия и незнания законов

Дорожный тест на совесть

Волну негодования подняло сообщение в интернете утром 12 января: «В Минском районе водитель после ДТП оставил умирать женщину с ребенком». Трагедия произошла после полуночи на автодороге Минск — Микашевичи. «Неустановленный водитель не справился с управлением и совершил наезд на опору линии электропередачи», — уточнялось в милицейской сводке. От удара машину разорвало на две части. В результате 68–летняя пассажирка умерла на месте, а 5–летнюю девочку госпитализировали в больницу... «Ужас! Найти труса и наказать по полной!», «Таким «людям» прощенья нет!» — возмущались сотни пользователей интернета. Все оказалось сложнее, а при углубленном рассмотрении общей проблемы «сбежавшие водители» — страшнее.

Фото  Виталия  ГИЛЯ

Водитель с микашевичской трассы был задержан вечером. Корреспонденты «СБ» познакомились с ним в кабинете следователя во время первого же допроса.

— Не буду давать никаких интервью! — сначала заявил 28–летний минчанин, но потом передумал и, попросив называть его Федором, озвучил свою версию произошедшего:

— Не бросал я никого на дороге... Кроме погибшей — это родственница наших друзей, в машине ехала и моя жена Анжела. Девочка — ее дочка от первого брака. Мы вместе на попутной машине доставили ребенка в больницу.

По словам Федора, в здание клиники он не заходил, поэтому медики его слова подтвердить не смогут. А номер телефона оказавшего помощь водителя они с женой не попросили — дескать, оба были в состоянии сильного шока. Почему же потом не поехал в милицию, а заставил несколько часов себя искать? Говорит, боялся гнева родственников погибшей, вот, мол, и предпочел скрыться в подвале у соседей...

У Александра Турбана, заместителя начальника первого управления главного управления уголовного розыска криминальной милиции МВД на ситуацию такой взгляд:

— Шок длится, как правило, очень недолго. И в свете открывшихся обстоятельств тем более не было объективной необходимости покидать место аварии и тем самым нарушать закон: в попутную машину следовало посадить ребенка с женой, а самому ждать приезда сотрудников ГАИ. Так что усматривается как минимум стремление скрыть другое серьезное обстоятельство, например, управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Тем более что подозреваемого задержали с дозой алкоголя в крови 1,27 промилле. Сказал, что выпил уже у соседей. Только это вызывает сомнения...

Есть и еще нюанс. По словам Анжелы, у ее мужа нет и не было никогда водительских прав:

— Мы просто купили машину, и все...

Увы, лишь оказавшись в больнице, Анжела поняла, как рисковала жизнью собственного ребенка: «Какое же счастье, что Сонечка отделалась только ссадинами на лбу и подбородке!» Федор же сожалеет только о том, что по его вине погиб человек, уверен, что все остальное сделал правильно. Тогда почему бросил на дороге погибшую?

Ставить точку в этой истории пока рано, следствию еще предстоит во многом разобраться, перепроверить каждое слово. Ведь практика подобного рода дел, увы, каждый год неизменно удивляет: тут в избытке и ложь, и цинизм, и элементарная трусость, и просто фатальные, едва ли не мистические совпадения, анализируя которые невольно понимаешь, что дорога — еще тот тест на совесть. И если бы все попавшие в беду водители прислушивались именно к ее голосу, то имели бы на порядок меньше проблем, считает Александр Турбан, вспоминая, как в конце минувшего декабря оперативные сотрудники уголовного розыска искали, образно говоря, черную кошку в черной комнате:

Корреспонденты «СБ» познакомились с подозреваемым в кабинете следователя.
Фото  Павла  ЧУЙКО.

— Дело было в Борисове. Легковой автомобиль в темное время суток совершает наезд на пенсионера, переходившего дорогу в неустановленном месте. Оглянувшись вокруг, водитель делает вывод, что случившегося никто не видел. И вот тут начинается театр! Он оттаскивает потерпевшего, который был еще жив (!), в выгодном для себя направлении и, теперь уже стараясь привлечь к себе как можно больше внимания, звонит во все колокола, мол, неизвестный негодяй сбил человека и скрылся. Итог? Во–первых, было упущено драгоценное время, которое вполне могло бы увеличить шансы на спасение пешехода. Не исключено также, что, перетаскивая его, водитель только усугубил состояние, — пенсионер скончался в машине скорой помощи. Во–вторых, обман все равно вскрылся, ведь у оперативников достаточно для этого и методов, и опыта. Да и свидетели все же нашлись! И в–третьих, водителя, конечно, ждет суд. Еще любопытный факт: 18 лет назад погибший борисовчанин тоже насмерть сбил пешехода. Но к ответственности был привлечен лишь спустя 4 года...

Около трех десятков экспертиз, уж не говоря о допросах, осмотрах и многочисленных проверках показаний, потребовалось для изобличения во лжи 32–летнего таксиста из Столбцов. Августовским утром, сев за руль нетрезвым, на дороге Несвиж — Клецк он насмерть сбил велосипедистку. Недолго думая поместил тело на заднее сиденье своего авто и скрылся с места ДТП. Потом бросил машину с трупом в поле неподалеку от одной из деревень, помчался домой и... заявил в милицию об угоне! Ловкачу уже предъявлено обвинение, причем с учетом разыгранного «маскарада» сразу по двум статьям УК — части 4 статьи 317 («Нарушение ПДД лицом, управляющим транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека») и части 1 статьи 400 («Заведомо ложный донос о совершении преступления»).

Надеясь избежать ответственности, 31–летний житель Добрушского района просто сжег свою «Ауди А8» уже через несколько минут после ДТП. Он даже не остановился, когда сбил на пешеходном переходе автодороги Витебск — Гомель сразу двух человек, один из которых погиб на месте. И ведь тоже старательно изображал из себя невинность, пока не был приперт к стенке неопровержимыми уликами. Одной из них, к слову, стал видеорегистратор с записью ДТП, который водитель решил сохранить, видимо, на память о любимом авто...

Но если в одних случаях малодушие участников дорожного движения связано со стремлением избежать наказания, то в других — лишние проблемы у водителей появляются элементарно по причине правовой безграмотности. Когда они наивно полагают, что наезд на человека — это всегда гарантированная тюрьма, замечает Александр Николаевич:

— Ведь даже виновный в ДТП водитель — скажем, наехавший на пешехода, двигавшегося по «зебре» на зеленый свет, — может облегчить свою участь достойным, человечным поведением. Как минимум он не должен покидать места аварии, а должен постараться предпринять все возможное для спасения жизни пострадавшего, если тот только ранен. Плюс раскаяние. И вот уже, в принципе, может идти речь об ином наказании.

А сколько примеров, когда смерть пешехода случается по вине его самого! Взять хотя бы трагический эпизод, имевший место на трассе неподалеку от поселка Мирный Могилевского района год назад. Женщина сама бросалась под колеса, потому что думала, что больна раком. Нескольким водителям удалось ее заметить и объехать, а одному — нет. Есть даже предположение, что после ряда неудачных попыток она умудрилась броситься под задние колеса фуры. Таким образом, водитель мог даже и не знать о совершенном им наезде.

Минск – Микашевичи. От удара машину разорвало на две части.
Фото  onliner.by

23 декабря в начале первого часа ночи водитель, личность которого до сих пор не установлена, на трассе вблизи деревни Лобча Лунинецкого района переехал 31–летнюю женщину, которая просто... отдыхала на дороге после бурной вечеринки. Она была настолько пьяна, что упала и уснула прямо посреди проезжей части! Никаких световозвращающих элементов на ней не было, и даже если водитель ее и заметил, то, скорее всего, в последний момент, когда остановиться уже было невозможно. Как бы то ни было, он скрылся. А ведь сообщи он о случившемся в милицию — сразу или позже, — вероятнее всего, ответственности не понес бы... Как и водитель, который в прошлом апреле не успел затормозить, когда под колеса его автомобиля на 56–м километре автодороги Брест — Минск в 00.50 бросилась девушка. Несчастная просто отправилась на тот свет по следам своего возлюбленного — в тот же самый час и на том же месте, где он погиб под колесами неизвестного автомобиля ровно 9 дней назад. Предотвратить такие замыслы практически невозможно, поэтому водитель, ставший палачом поневоле, ответственности не несет. Кстати, он как раз таки остановился... И тут не обошлось без роковых совпадений: парень, из–за которого убила себя девушка, в свое время был привлечен к уголовной ответственности за совершение ДТП в состоянии алкогольного опьянения, в результате которого погиб человек.

Вот так невольно и начинаешь думать, что где–то там наверху есть суд, которому наказание за преступления на дороге по нашим земным законам кажется уж слишком мягким. Возможно, потому, что самые страшные из этих преступлений происходят, как правило, в самом гиблом месте — в темных закоулках человеческой души. Ведь как бы потом ни хотелось списать все случившееся на шок, растерянность или незнание законов, в глубине сердца каждый понимает: всегда есть выбор, где единственно правильный путь всегда подскажет совесть. Если, конечно, она есть...

Цифра «СБ»

В 2014 году в стране зарегистрировано 4.502 ДТП. В 304 случаях водители скрылись, не разыскали до сих пор только 8 из них. В результате брошенными умирать на дороге оказались 50 человек. В 2015 году ситуация изменилась: 252 раза (при 4.119 зарегистрированных ДТП) водители сбежали с места трагедии. Так погибли 42 человека. И только 2 водителя все еще в розыске.

Официально

Старший следователь Минского районного отдела СК Наталья Драгун:

— По факту ДТП на трассе Минск — Микашевичи возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 317 УКРБ («Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств»). Окончательная правовая оценка действиям подозреваемого будет дана по результатам расследования.

eversman@sb.by

Советская Белоруссия № 8 (24890). Суббота, 16 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter