Культура памяти Второй мировой войны, для нас в первую очередь — Великой Отечественной, какой она была вчера, когда жили и оставались в силе многие ее непосредственные участники? Как мы представляем ее сегодня? В чем видится она завтра? Вопросы непростые, но, думается, на них могли бы ответить многие участники состоявшейся вчера в Минске Международной акции памяти жертв нацистского лагеря смерти Тростенец и торжественной церемонии захоронения капсулы с землей и пеплом Тростенца в крипте Храма–памятника в честь Всех Святых.
Сразу после войны о Тростенце практически ничего не говорили. Культура памяти того времени наложила на эту тему некое вето. А вместе с тем в лагере смерти, организованном в 1941 — 1944 годах нацистами в деревне Малый Тростенец под Минском, в расположенных рядом урочищах Шашковка и Благовщина погибли не менее 200 тысяч человек — военнопленные, гражданские, партизаны и подпольщики, узники гетто, из Минского — практически все. Эшелонами гитлеровцы везли сюда на мученическую смерть западноевропейских евреев. Ситуация с памятью о Тростенце стала кардинально меняться в последнее время: появились исторические исследования, начал возводиться мемориал–реквием в память всех жертв Тростенца. И «Врата памяти» распахнулись. Путь открыт. Но даже сегодня, чтобы на него вступить, требуется мужество. В словах участников митинга–реквиема звучала боль от осознания тех страданий, которым подверглись безвинные жертвы войны и человеконенавистничества. Поэтому нам надо уметь ценить мир и спокойствие в наших домах.
— Мы сделаем все для того, чтобы на белорусской земле царили взаимное уважение, терпимость и согласие, торжествовали принципы гуманизма и доброй воли. ...Беларусь, потерявшая за годы войны каждого третьего жителя, никогда не забудет тех страшных событий. Мы обязаны сохранить и передать потомкам память о жертвах Второй мировой войны. Именно поэтому в Тростенце создается мемориал памяти, — подчеркнул в своем выступлении на митинге заместитель Главы Администрации Президента Игорь Бузовский.
На создание мемориала в Тростенце выделяет деньги белорусское государство, свой вклад в увековечение памяти жертв нацизма вносит также международная общественность. Помнить о жертвах нацистского террора и ощущать свою личную ответственность за все происходящее в мире призывали посол Германии в Беларуси Петер Деттмар и председатель Общего собрания участников Минского международного образовательного центра им. Й.Рау Матиас Тюмпель, настоятель православного прихода в честь Всех Святых протоиерей Федор Повный.
Капсула с землей и пеплом Тростенца.
В завершение церемонии участники митинга — бывшие узники нацизма, священнослужители, зарубежные гости и представители дипломатического корпуса — посадили символические деревья памяти. Деревья живут долго. Но память должна пережить даже их. Ведь ее дом — в бессмертных душах людей. Во время церемонии в крипте Храма–памятника в честь Всех Святых рука об руку молились о душах погибших и о мире на белорусской земле Почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси православный митрополит Филарет, католический митрополит Минско–Могилевский Тадеуш Кондрусевич, председатель Мусульманского религиозного объединения в Беларуси муфтий Абу–Бекир Шабанович, главный раввин Религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма в Беларуси Григорий Абрамович и пастор Евангелической церкви Германии Манфред Цабель. Свои молитвы о мире они заканчивали всеторжествующим «Аминь!», «Амен!». Да будет так!
А днем раньше в Исторической мастерской открылась выставка, посвященная памяти ушедшего от нас 1 марта 2014 года Леонида Левина, чье имя она теперь носит. Леонид Левин, замечательный белорусский архитектор, лауреат всех самых высоких творческих наград и премий, общественный деятель, возглавлявший Союз еврейских общин и объединений в Беларуси, художник, писатель, историк. Это его гуманистический дар и художественный талант проявились в работе над мемориальным комплексом «Хатынь» полвека назад, при создании более поздних по времени мемориалов — «Яма» в Минске, «Красный Берег» в Жлобинском районе, «Прорыв» — в Ушачском... А в последние годы главной заботой Леонида Менделевича стал, конечно, Тростенец. Мастерская мастера разрабатывала проект части мемориала в урочище Благовщина, где нацисты в период Холокоста уничтожили десятки тысяч евреев из Западной Европы.
Выставка в Исторической мастерской называется «Война и любовь» и построена на одноименной книге Леонида Левина, основанной на военных письмах его родителей — матери Лизы и отца, Менделя Левина, фронтовика Великой Отечественной. На мою просьбу показать самый дорогой и трогательный раздел экспозиции вдова мастера Наталья Николаевна подвела меня к внешне неприметной фотографии старого покосившегося здания. Отсюда в сорок первом семья Левиных уехала в эвакуацию. Сюда после освобождения вернулся сам Леонид Менделевич, пришел с фронта его отец. У этого дома росло дерево в память о погибшей от голода во время тяжелейшей эвакуации в Киргизии матери Левина. Может быть, еще и поэтому Древо жизни стало одним из главных символов в творчестве архитектора. Снимок дома он сделал сам и очень им дорожил. Те бараки, конечно, со временем снесли, чтобы на их месте построить новую жизнь. Но память «снести» нельзя... И это наш общий незыблемый принцип.
Все ради правды
Директор НАРБ Виктор Кураш кратко изложил содержание сборника:
— В книге рассказывается о 66 местах массового уничтожения мирных граждан и военнопленных, увековеченных на Стене памяти в «Хатыни». Всего в том включено 134 документа, выявленных не только в НАРБ, но и в Центральном архиве КГБ, госархивах Брестской, Гомельской областей, Борисовском краеведческом музее, Национальном мемориале Яд–Вашем (Иерусалим).
Руководитель коллектива составителей сборника главный архивист НАРБ Вячеслав Селеменев обозначил некоторые проблемы, которые поможет решить книга:
— В ходе создания второй очереди мемориального комплекса «Хатынь» решили соорудить стену, на которой увековечили 26 лагерей и мест геноцида гражданского населения и военнопленных: Тростенец, Озаричи, шталаги, дулаги, гетто в Минске, Витебске, Бресте, Мотоле. Но в надписях на плитах ниш мы не встретим слов «гетто» и «евреи». Есть на стене и ряд других неточностей. Нет упоминания о лагере в районе 5–го железнодорожного полка в Витебске. Дуниловичи Поставского района ошибочно названы Даниловичи. Сейчас историками уточнены даты расправ нацистов с евреями в Столбцах (убиты 3.500 человек в июле — ноябре 1941 года, а не в январе 1943–го), Крупках (1.800 жертв не июля, а сентября 1941–го), Жлобине (апрель, а не июнь 1942–го), Россонах (в январе 1942 года, а не осенью 1941 года). Неточности в датировке событий имеются на плитах, посвященных Климовичам, Вилейке, Рогачеву и Шарковщине.
Архивисты надеются, что их уточнения будут учтены в мемориальном комплексе «Хатынь».
ulitenok@sb.by
Советская Белоруссия № 51 (24933). Суббота, 19 марта 2016