Чем запомнился октябрь белорусам

Что–то стало холодать

Ах, какое нынче было бабье лето!
Ах, какое нынче было бабье лето! Солнечно–нежное, с паутинками, шуршанием опавшей листвы под ногами. Сказать бы ему: «Постой, задержись немного», да где там! Сегодня на термометре за окном уже минус. Но мы не станем в который раз пенять на капризы природы, а узнаем, чем запомнился октябрь героям нашей рубрики.


Спортсмен

Выступили с огоньком

Андрей Булько, спасатель, Брест, 25 лет


— Недавно, пару смен назад, выезжали на интересный вызов. Горела квартира на пятом этаже. Приехали: из окна валит дым. Внутри никого не было, но соседи выбежали на балкон. Это они запаниковали и пожарных вызвали. По автолестнице быстро проникли в квартиру. Пока бы выбивали двери, огонь мог разгореться еще сильнее. Через двери уже потом забрались мои коллеги. В общем, повезло — возгорание потушили быстро. Были уверены, что пострадать в квартире никто не мог. Оказалось, что хозяйка — ветеринар по профессии. А дома у нее почти зверинец — сразу пять животных. Три йоркширских терьера и два кота. Когда закончили тушить комнату, они к нам всем составом и выбежали. Хозяйка, кстати, вернулась уже после пожара, она о нем и не подозревала и очень благодарила за спасение питомцев.


А на прошлой неделе три дня с коллегами провели в Минске. Участвовали в соревнованиях по ликвидации чрезвычайных ситуаций на высотных зданиях. Я ездил в составе команды Брестской области. Соревнования состояли из двух этапов. Первый — альпинистское мастерство. Второй — ведение аварийно–спасательных работ на высоте больше 15–го этажа. Старались выступить достойно, заняли пятое место в общекомандном зачете. Результат, считаю, очень даже неплохой. Однажды после соревнований по многоборью про меня даже в нашем журнале написали. Пусть пока у меня не все получается, но зато накапливается хороший опыт. В будущем пригодится. За зиму, надеюсь, подготовимся, чтобы в следующем году выступить еще лучше.


С наступлением холодов работать стало сложнее. То дождь, то подмораживает. Понятно, у нас есть все, чтобы не мерзнуть и не мокнуть: форма — надежная, техника — хорошая. Но все–таки перестроиться под новые погодные условия непросто. Плюс еще и по хозяйству перед морозами много сделать нужно. Я в частном доме живу. Сами понимаете, работы там всегда хватает. Нужно подготовить жилье к зиме, утеплить хорошенько. И деревья с кустарниками от холода защитить. В общем, на все ближайшие выходные работы мне будет достаточно. А еще же и отдохнуть надо...


Пессимистка

Дела не клеятся

Людмила Костюкевич, мастер по ремонту обуви, индивидуальный предприниматель, Гродно, 37 лет


— Вот сижу в своей мастерской и не понимаю: куда подевались клиенты? Если честно, такого не было не то что давно, такого не было никогда. Уже в полдень отпускаю мастера домой. Нет работы! Каждый год осенью мы трудились с утра до позднего вечера. Люди доставали старую обувь с антресолей и несли сразу по нескольку пар. У конкурентов такая же ситуация. Если так пойдет дальше, то придется сворачивать свою деятельность и искать что–то другое.


Правда, чем еще могу заниматься — пока не решила. Вся моя жизнь связана с обувным делом, хотя редкая девушка мечтает о такой работе. Можно сказать, так сложилась судьба. После окончания колледжа легкой промышленности проходила практику на обувной фабрике, и неожиданно мне это понравилось. Не раздражал запах краски, не болела голова от шума станков. Со временем устроилась на фабрику «Труд». Там было очень тяжело, но не от работы, а от нужды — платили копейки. Тогда решила работать на себя, купила первый станок, оформила ИП, сняла помещение. И дело пошло. Не могу сказать, что позволяю себе отдых на Мальдивах, но на жизнь хватает, и работа нравится.


Кстати, раньше обувь была намного качественнее. Сейчас порой непонятно, из чего она вообще сделана. Наша, белорусская, хорошего качества, может, чуть уступает в разнообразии моделей. Польская достаточно качественная и красивая. А вот «китай» можно узнать издалека. Зато дешево, пару месяцев относил, выбросил и купил обновку. Сходила недавно на рынок, вроде бы осенняя обувь раскупается довольно активно. А вот почему нам ее не несут — непонятно. Поднимать цены — тоже палка о двух концах. Можно вообще потерять наработанную годами клиентуру. Подождем. Может, к зиме народ пойдет. А пока не отказываемся даже от самых безнадежных вариантов: меняем каблуки, делаем профилактику, шьем, вставляем замки. Надо как–то выживать, аренда в центре города дорогая плюс налоги, плюс зарплата мастерам. В общем, всегда думала, что пока не придумали неснашиваемую обувь — без работы не останусь. Но этот месяц заставил поволноваться...


Забывчивый

Когда нет денег, друзья куда–то исчезают

Геннадий Хитрин, пенсионер, Могилев, 65 лет


— Что больше всего запомнилось в этом месяце? Наверное, день рождения друга. Хотя подождите. А что у нас сейчас? Октябрь? А день рождения мы отмечали в июле! Я подарил тогда другу открытку и бутылку водки, а он накрыл стол, было весело. Я если выпью, становлюсь шутливым, добродушным, в общем, как все.


А все же, что интересного было в октябре? Дайте–ка припомнить! Гуляю и все, что еще? Ну, навестил могилку жены на кладбище, выпил там бутылку пива. Она умерла год назад. При ней я старался не выпивать, очень супруга из–за водки расстраивалась, поэтому даже на кладбище постеснялся.


На прошлой и позапрошлой неделе встречался с друзьями, отмечали встречи. Ко мне теперь всегда приходят люди, пока есть деньги, пропиваем мою пенсию. А когда деньги заканчиваются и друзья куда–то исчезают, приходится на время становиться трезвенником.


Что еще делал в октябре? Читал газеты, правда, не помню, какие. Просил в киоске что–нибудь с программой телевидения, а заодно и статьи просматривал. Вот напишут и про меня теперь в газете, пусть друзья завидуют!


В молодости работал на разных городских предприятиях, часто менял профессии — был прессовщиком, аппаратчиком, слесарем. Работать нигде не нравилось, но главное — я заработал пенсию. Большую или маленькую? Кажется, один миллион девятьсот рублей, нет, наверное, два миллиона. А может быть, два девятьсот? Ай, не знаю, все равно больше не станет.


Рукодельница

Учу танцевать

Елена Слиж, соцработник, Россоны, 47 лет


— В отделении дневного пребывания молодых инвалидов и пенсионеров, где я работаю, очень много творческих людей. Так пришла идея открыть специальную мастерскую. Видели бы вы, какие шедевры теперь создают наши подопечные! А ведь творчество — это лекарство. Радуешься, когда у человека, который вчера еле ложку держал, сегодня горят глаза. Наши ребята не только с воодушевлением мастерят, но и в танцах кружатся. Этому тоже я их обучаю. Вот Аня вчера чуть двигалась, координация от рождения нарушена, а сегодня, верите, легко цыганочку исполняет! Это и есть истинная награда за труд.


Плохо, когда человек что–то умеет и не делится своим мастерством с другими. Я с детства привыкла что–то придумывать. Сейчас вот куклами увлекаюсь — бабки–ёжки, домовята, чаровницы, рыцари, музыканты... Это так интересно! Многими премудростями овладела во время учебы в педучилище, а потом в университете. Используем все, что есть под рукой: ткань, шпагат, бумагу, монтажную пену, природный материал, соленое тесто, манную крупу... Много интересных идей можно найти в интернете. Во время выставок–ярмарок такие сувениры расходятся на ура, покупают даже иностранные гости.


Зарплата в нашей сфере невысокая. Но дети у меня уже взрослые, а самой много не нужно. Большая часть денег идет на материалы для поделок.


Недавно в подъезде своего дома ростовую куклу установила — важного такого домовенка. Люди идут, улыбаются. Детям нравится. И мне от этого хорошо.


Еще, несмотря на возраст, недавно получила второй диплом о высшем образовании. Теперь я еще и психолог. В работе это очень помогает. Несмотря на большую практику, теория никогда лишней не бывает. К каждому человеку, особенно оказавшемуся в сложной ситуации, отношение должно быть особое, щепетильное даже.


Сейчас оформляем свой фитобар в отделении. Поставили куклу Здравницу, вокруг — Неболейки и Кубышки–травницы. Подопечные смотрят на них, а я по глазам читаю: верят ребята в исцеление. А это главное.


Эстет

Приятно работать с элитарными людьми

Елена Дудко, старший контролер концертных залов Белгосфилармонии, Минск, 57 лет


— Главное событие, конечно, 9–й фестиваль Юрия Башмета. Очень интересные концерты, посещают их с удовольствием, и все ждут, когда же он сам будет играть. Какие замечательные зрители приходят послушать классическую музыку! Элитарные люди, очень дисциплинированные. Мы эту публику любим, контролерам с ней легко работать.


Хочется, чтобы родители обратили внимание на детские концерты в филармонии, приводили своих ребятишек. Детки с 3 до 5 лет приходят с родителями бесплатно, после 5 лет на ребенка уже нужен отдельный билет. Приводить на серьезные концерты малышей до 3 лет мы не рекомендуем, а приводят. Дети устают, мешают другим зрителям, начинают что–то выкрикивать, бегать. У нас были такие неприятные инциденты, когда мы даже получали выговор за то, что ребенок раскричался в очень ответственный момент на концерте. Мы всем зрителям рады, только совсем уж малышей лучше все–таки с собой не брать.


Конечно, зритель у нас разный. Те, кто приходит на народные концерты, — это люди добрые, широкой души, очень улыбчивые. На джазовых вечерах или если выступает какая–то креативная группа, всегда много мужчин, а на классических концертах в основном дамы.


Век вечерних платьев (какие раньше надевали в театр) прошел, но и сегодня есть на что посмотреть. Наша служба женская, так что, чего уж лукавить, разглядываем прически, последние новинки моды, как минчане одеваются, как приезжие наряжены.


В филармонии часто бывают известные люди. Например, Эдуард Ханок — постоянный гость, наш хороший друг, замечательный, приветливый человек, с ним очень интересно пообщаться. Игорь Михайлович Лученок буквально в октябре тоже нас навещал.

Советская Белоруссия №205 (24586). Суббота, 25 октября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter