О работе Ошмянской таможни

Бойкое место на таможне

Литовское направление у таможенников считается одним из самых напряженных
Литовское направление у таможенников считается одним из самых напряженных. В Ошмянской таможне, контролирующей этот бойкий участок, уверены: нагрузка на сотрудника здесь выше, чем на других направлениях. Заметим — не без оснований. 


С начала года для белорусов, предпочитающих железнодорожный транспорт, Литва стала ближе. Во всяком случае, время, проведенное в поездке, значительно сократилось. Благодаря тому, что таможенники и пограничники начали работать по–новому.

Вместо того чтобы проводить проверку во время остановки, тем самым задерживая отправление состава, все делается прямо на ходу. Специалисты садятся в поезд на станции Гудогай и примерно через час выходят в Молодечно, откуда уже через 10 минут отправляется поезд в обратный путь. Начальник таможенного поста «Гудогай» Валериан Тамашевский отметил, что пассажиры уже успели оценить нововведение по достоинству:

— Раньше поезда стояли на станции по 20 минут. Сейчас время нужно только для того, чтобы таможенники и пограничники вошли в вагон.

Наблюдаю за работой главного инспектора Елены Алитойть и инспектора Геннадия Гутора. В комфортабельном поезде всего 4 вагона. И хотя свободных мест практически нет, работа идет быстро. Обращаю внимание на то, что едет в основном легкая на подъем молодежь. В глаза инспекторам смотрят не таясь. Но инспектора на всякий случай заглядывают в слишком объемные сумки, студенческий тубус и футляр от музыкального инструмента.

Елена Алитойть работает на таможне уже 14 лет. Уверяет, что за прошедшие годы у нее выработалась интуиция. Нарушителей чувствует сразу.

— Чутье срабатывает безотказно. В основном нелегалы здесь пытаются тайно провезти излишки валюты. Деньги много места не занимают. Но иногда достаточно просто посмотреть на человека — и становится понятно: он что–то запрещенное везет. А, бывает, даже ясно — где. Помню, один из пассажиров поезда Москва — Вильнюс вызвал подозрение. Вроде, на первый взгляд, нет у него ничего, и человек приличный, но чувствую: не все тут чисто. Нашли все–таки! Оказалось: зашил лишние деньги в подкладку сумки для ноутбука. 


— Да вот недавно, — подхватывает разговор Геннадий Гутор, — гражданин Кыргызстана попробовал спрятать деньги в складках туристической карты. Не думал, что кто–то додумается ее развернуть...

В разговорах время до Молодечно проходит незаметно. Из поезда выходим под дружное пассажирское «до свидания».

Вообще–то таможенный пост на железнодорожной станции считается относительно спокойным местом. Но случаются и неожиданности, как в прошлом году, когда на багажной полке обнаружили пакет почти с 10 килограммами янтаря, или майская находка — в обычной сумке пассажир вез 3 пистолета и военную амуницию времен Второй мировой войны. Вообще же в прошлом году здешние таможенники составили на нарушителей 51 протокол на общую сумму 2 миллиарда рублей.

На автомобильных пунктах пропуска в зоне деятельности Ошмянской таможни нарушения разнообразнее и масштабнее. Например, в прошлом году на пункте таможенного оформления «Котловка» в двойном дне полуприцепа «Сканиа» было обнаружено 174 брикета с героином общим весом 87 килограммов.

Незадекларированные товары: лекарства, цветы, овощи и многое другое пытаются провозить целыми фурами. Совсем недавно ошмянские таможенники в пункте пропуска «Каменный Лог» изъяли аксессуары для наращивания ресниц, косметику и принадлежности для боулинга на сумму около 2 миллиардов рублей, а в «Беняконях» — канцелярские принадлежности и мебельную фурнитуру на полтора миллиарда.

Впрочем, поступления в бюджет от правонарушений составляют лишь незначительную долю от основных доходов таможни — оформления легально перевозимых товаров, утверждает начальник Ошмянской таможни Иван Ниверкевич:

— Мы выполняем план этого года по поступлениям в бюджет. Трудностей нет — все отлажено, отработано. Меняются только конъюнктура и направление перевозки товаров. Например, раньше сплошным потоком к нам шли импортные автомобили. Сейчас автомобили чаще везут из России.

В этом году таможенники приняли функции транспортной инспекции. Новые обязанности по транспортному контролю поставили таможню перед необходимостью расширения штата минимум на 15 процентов. Работа тяжелая: ночные смены, бесконечный поток людей и машин, требующих постоянного контроля и внимания. Но недостатка в пополнении на Ошмянской таможне не испытывают: здесь наладили связи с десятками вузов и регулярно привлекают к работе молодых специалистов. Многие из них остаются здесь навсегда. Ведь скучной работу таможенника точно не назовешь.

 Справка «СБ» 

История таможенного поста

«Гудогай» началась 75 лет назад, когда после воссоединения Белоруссии в ноябре 1939 года была организована соответствующая служба на железнодорожной станции Гудогай. В 1998 году в связи с ликвидацией Островецкой и реорганизацией Ошмянской таможен входящий ранее в состав Островецкой таможни таможенный пост «Гудогай» вошел в структуру Ошмянской таможни.


czcz@onet.eu

Фото автора

Советская Белоруссия №231 (24612). Четверг, 4 декабря 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter