Украинцы глубоко разочарованы. Многострадальное соглашение об ассоциации с ЕС подписано, но с таким огромным количеством «нет» и «никогда», что создается впечатление, будто Киев подписал акт о капитуляции, а не документальное оформление европейской мечты.
Украина не может рассчитывать на военную поддержку и не получила никаких гарантий коллективной безопасности со стороны ЕС. Украина не получит никаких фондов для дополнительного финансирования. Украинские граждане не получают возможности жить и работать в странах Европейского союза. Премьер–министр Нидерландов Марк Рютте, внесший эти формулировки, сказал, что таким образом европейские лидеры спасли документ, который отвергли на референдуме голландцы.
В Киеве спасения не оценили. Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский считает, что принятие голландских требований и их оформление в виде документа будет серьезной проблемой для украинских властей с точки зрения их имиджевой и информационной политики. Киевские политики долгое время убеждали население в том, что с момента победы «революции достоинства» граждане это достоинство обрели и теперь твердой поступью идут в Евросоюз. Сейчас же Украине не просто говорят, а прописывают в документах тезис о невозможности вступления в ЕС. Цитата — «соглашение не является ступенью в направлении к членству ЕС — ни сейчас и ни в будущем».
«Требования Нидерландов перечеркивают саму суть соглашения об ассоциации — путь к ЕС как цивилизационный выбор Украины. Если публично и юридически такой путь перечеркнут, то у Киева, по сути, останется только перспектива прагматичного сотрудничества с Евросоюзом», — считает бывший министр иностранных дел Украины Константин Грищенко.
Да, так оно и есть. «Речь здесь идет не о расширении, а об ассоциации со страной, которая просит разделить с нами экономическую деятельность, что может повлечь рост занятости в Украине», — подтвердил и глава Европейского парламента Мартин Шульц.
А как насчет того, чтобы разделить последствия выбора на Майдане, одним из которых стала война в Донбассе? Киев всегда убеждал европейцев, что воюя на востоке, Украина стоит на защите европейской цивилизации. Увы, сегодня в документе четко прописано, что ЕС никоим образом не хочет вовлекаться в эту войну и никаких гарантий коллективной безопасности Киеву не дает. Здесь не просто отказ в военной помощи, что было понятно с самого начала конфликта. Здесь ясный сигнал — «это не наша, не европейская война»... И лучше бы, чтобы такой войны не было вообще.
В Киеве обиделись и называют позицию Нидерландов эгоистичной, если не аморальной. Напрасно. Марк Рютте очень рискует, внося соглашение на ратификацию нидерландскому парламенту. Очередные выборы в Нидерландах пройдут уже весной 2017 года, и судя по опросам, рейтинги растут как раз у противников евроассоциации с Украиной. Да и глава Европарламента Мартин Шульц нацелился на парламентские выборы в Германии, где избиратели требуют прекратить поток нелегальных беженцев и гастарбайтеров.
Советская Белоруссия № 243 (25125). Суббота, 17 декабря 2016