Подведены итоги Международного фестиваля современной хореографии в Витебске (IFMC-2014)

Авангард навечно прописан в Витебске

В Витебске подвели итоги Международного фестиваля современной хореографии. Главный приз уехал в Токио
Гран–при Международного фестиваля современной хореографии в Витебске (IFMC–2014) увезли в Токио Аяка Хабата и Котара Ито. Их работа называлась Nil — пустота, ничто, ноль. При этом каждая секунда, каждое движение и звук были наполнены смыслом настолько, что казалось: танец становится музыкой. Победы в таких конкурсах бесспорными бывают редко, аплодисменты публики часто достаются работам, реакция на которые экспертов — мрачное выражение лица. На IFMC–2014 спорить было не о чем — японцы показали шедевр, сказал председатель жюри, художественный руководитель театра «Киев модерн–балет» Раду Поклитару:

Обладатели Гран-при фестиваля Аяка Хабата и Котара Ито из Токио.

— Гран–при всегда присуждается за абсолютно эксклюзивную вещь, за искусство в его самом высоком значении. Все это — драматургию, безупречный психологизм, высочайшую технику исполнения — сочетает работа японского коллектива.

Первую премию увез в Вологду хореограф Илья Оши — номер «На кончиках пальцев» о ранимости человеческой души удивил в жюри каждого из хореографов, которые, заметим, действующие артисты и постановщики и прибыли на фестиваль из разных уголков планеты Земля и планеты танца. Но, как сказал худрук балета Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси Юрий Троян, подлинное искусство тем и отличается, что трогает всех одинаково.



Члены экспертного совета признали лучшим хореографом конкурса Ольгу Горобчук из омского театра танца «нОга» — постановка «Огонек» принесла ей специальную премию имени Евгения Панфилова.

Достойных работ оказалось больше, чем призов, — вторую и третью премии судьи разделили на шесть частей. Хореографы Театра–студии современной хореографии из Москвы увезли две третьи премии — они достались Егору Маслову за миниатюру «Домой» и Павлу Глухову за одноактный балет «Три сестры». Постановщики из Киева отмечены второй («Особь», Ярослав Кайнар) и третьей (Ruenification, Владимир Митев) премиями.



За державу обидно не было. Семь белорусских коллективов вышли в финал, двое — Диана Юрченко из Витебска и Сергей Поярков из Минска — удостоены второй премии. Специальную премию жюри «За талантливый дебют» получил Валентин Исаков из Гомеля за работу «Спектр» о проблемах переходного возраста. Ольге Скворцовой, худруку минской SKVO’s Dance Comany, члены экспертного совета вручили премию «За развитие белорусского contemporary dance».

Публика часто не понимает, что хочет сказать хореограф, но, по мнению худрука Челябинского театра современного танца Ольги Поны, в этом вся суть contemporary dance:

— Танец надо чувствовать кожей, желудком, печенью, только не мозгом. Это в вас проникает либо не проникает. Либо вы вовлекаетесь в процесс, либо нет. Не понимаете? Придумайте свою историю, будьте соучастником происходящего. В этом смысл современного искусства, а не в нотации: поймите, пожалуйста, что я хочу сказать. Тех, кто хочет понятных историй, ждут в драматическом театре, балетном, оперном.

Хореограф из Швеции Орьян Андерссон считает, что главная задача современной хореографии — удивлять. Организаторам и участникам витебского фестиваля удается это делать почти 30 лет. Видимо, потому что Витебск — место, где рождается авангард.

infong@sb.by

Советская Белоруссия №224 (24605). Вторник, 25 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter