— И наигрывает мне Иосиф Жинович на цимбалах свою «Мелодию» — прекрасное сочинение, написанное для ансамбля с двумя арфами: «Ну вот примерно такую музыку делай!» Все! И уходит. Вот с этого момента началась моя, можно сказать, борьба за выживание, — с воспоминаний о том, как 50 лет назад создавался ансамбль цимбалистов «Лилея» (впрочем, тогда еще не имевший собственного имени), начался наш разговор с народным артистом Евгением Гладковым.
Евгений Петрович юношески эмоционален:
— Все случилось совершенно неожиданно для меня, но приятно. Я приезжаю на учебу в консерваторию после каникул, встречает меня мой педагог — профессор, народный артист Советского Союза Иосиф Жинович: «Мы, — говорит, — тебя в этом году хотели бы использовать в качестве преподавателя. Возьмешь и организуешь ансамбль цимбалистов». И вот представьте: 1966 год, сентябрь. Я — студент 4–го курса консерватории и руководитель этого ансамбля. На тот момент просто учебного. Репертуара нет, инструментов на полный состав нет. Никакого опыта — и возраст. Ну пацан!..
Сегодня цимбалами хоть соло, хоть в ансамбле никого не удивишь, и у музыкантов богатый и разнообразный репертуар, но немногие задумываются о том, откуда все это взялось. А мы сидим и запросто пьем кофе с человеком, который продолжил дело легендарного Жиновича, буквально умолял композиторов сочинять цимбальную музыку и добился того, что сегодня она у нас есть. Своя, неповторимая и оригинальная.
— Когда я только начинал учиться, на цимбалах мы играли классику — Генделя, Гайдна... Белорусской музыки почти не было, буквально несколько пьес. Сейчас, конечно, смешно говорить: ну что там ансамбль — собрал ребят, дал им ноты... А что им дать? Помню, что начинал я с каких–то бирюлек. Делал сам какие–то переложения, но, как правило, это были довольно скромные сочинения, не очень яркие. Пока не имели репертуара, нас никто не знал. Мы были учебным коллективом, выступали иногда внутри академии музыки в каких–то концертах. Вон даже у меня афиши старые висят, там указано «Ансамбль цимбалистов Гладкова», и все. Но уровень постепенно становился высокопрофессиональным, и на нас стали обращать внимание белорусские композиторы.
За сочинителями подчас приходилось ходить и напоминать, чтобы не забывали писать музыку для ансамбля, посмеивается Евгений Петрович, ведь композиторы — народ занятой, увлеченный крупными формами и большими проектами:
— Постепенно сложился круг авторов. Наиболее плодовитыми оказались Владимир Курьян, Вячеслав Кузнецов, Валерий Иванов... Ой, да много их у меня! И Владимир Корольчук для нас писал, и Виктор Войтик сочинял целые музыкальные поэмы, и Андрей Мдивани. Они всегда откликались по возможности на мои просьбы.
Название «Лилея» появилось, когда ансамбль начал активно выступать. Режиссер Нина Осипова, которая до сих пор работает в Белгосфилармонии и организовывает различные концерты, предложила Гладкову несколько вариантов названий. «Я увидел в списке «Лилея». Все, это мое!» — вспоминает Евгений Петрович. Тем более коллектив по большей части девичий, и с чем, как не с красивым, изящным цветком, сравнивать молодых цимбалисток?
За 50 лет состав «Лилеи» менялся не единожды. Все–таки это студенческий коллектив, из которого во взрослую концертную жизнь выходят уже сложившиеся музыканты. Выходят, научившись профессионально работать, поездив по зарубежным гастролям и фестивалям, кто–то затем организует собственные ансамбли, идет преподавать, передает дальше мастерство и опыт.
Белорусские цимбалы звучат сегодня в разных странах. Не зря Евгений Гладков организовал в 1997 году Ассоциацию белорусских цимбалистов, которая, в свою очередь, входит во Всемирную ассоциацию. И четвертый Всемирный конгресс цимбалистов в 1997–м проходил у нас, в Могилеве.
Сам народный артист в цимбалисты переквалифицировался в юности из балалаечников и ничуть об этом не жалеет:
— В цимбалах мне нравились эквилибристика, движение рук. Педагог в моем родном Гомеле невероятно красиво показывал все эти движения, просто завораживал! А когда я прикоснулся к инструменту, понял, что он очень интересно звучит. Пытался некоторое время совмещать и балалайку, и цимбалы, но не вышло. Я ведь в музыкальное училище поступал из самодеятельности, не оканчивая музыкальной школы, без подготовки. Конечно, мне было очень трудно: слух не развит, теорию не знаю... Я помню уроки по сольфеджио, по теории музыки — это был кошмар. И мне стало уже не до балалайки, хотя я не забыл ее, конечно, и люблю до сих пор. А цимбалы... Вы не представляете, сколько возможностей у этого инструмента!
На цимбалах и правда можно сыграть любую музыку: хотите — классику, хотите — джаз или «сложносочиненные» творения современных композиторов. Почему наши цимбалисты такие яркие? Потому что воспитываются на произведениях талантливых авторов. А в том, что эти пьесы вообще появились, немалая заслуга Евгения Гладкова и ансамбля «Лилея». Ведь композиторы пишут, когда их музыку есть кому исполнять.
— Вот это палочки для цимбал, которыми играют в Австралии, вот эти — китайские, вот такие — у венгров, — показывает артист свою коллекцию и добавляет: — А таких цимбал, как в Беларуси, больше нигде в мире нет. Я даже в «Что? Где? Когда?» посылал вопрос, чем они уникальны. Вы не знаете? Все дело в палочках!
Волшебные это палочки, не иначе.
ovsepyan@sb.by
Советская Белоруссия № 80 (24962). Пятница, 29 апреля 2016