Что сказать, «Красная Жизель», рассказывающая историю жизни русской балерины Ольги Спеcивцевой, закончившей свои дни в сумасшедшем доме близ города Нью–Йорка, размашиста и игрива. Как будто ставил этот балет не петербуржец, а иностранец, изучавший исторические события по книгам Эдварда Радзинского. Если в известном фильме Алексея Учителя «Мания Жизели» балерина представала жеманной стервой, одинаково увлеченно заигрывающей и с чекистом Борисом Каплуном, и с аристократом Акимом Волынским, то в балете Эйфмана она предстает жертвой в возвышенном смысле. Рок событий несет ее как безвольную щепку по весенней реке.
Здесь все построено монтажно и кинематографично. Вот мы в балетном зале, где осваивает азы профессии молодая балерина, а вот уже кланяемся на премьере в «Мариинке». Вот уже и большевики пришли, и пролетариат пустился в разнузданный пляс, и красное полотнище развевается. Большевики, обучая балерин новым танцам, особо с ними не церемонятся. Так и всплыли в памяти знаменитые строчки: «А в комнатах наших сидят комиссары, и девочек наших ведут в кабинет». Когда на заднем фоне потянулась на ближайший «философский пароход» нескончаемой вереницей интеллигенция, можно было только восхититься коллажному мышлению хореографа.
Либретто «Красной Жизели» простодушно и бесхитростно. Вполне возможно, что западный зритель так и воспринимает русскую историю. Но нам, ни единого удара не отклонившим от себя, людям бесслезным и надменным, хотелось бы большей глубины и проникновенности. Завораживающая балетная техника при плоскости самого режиссерского высказывания — вот настоящий парадокс и феномен. Глаз оторвать невозможно от солистов, и самое сильное, что есть в этом балете, — эффектные и завораживающие дуэты. В одной из сцен главная героиня все равно что Дюймовочка среди жаб: так безжалостно глядит на нее новый пролетарский люд. «Красная Жизель» Эйфмана — лихая мясорубка судеб, кровавый карнавал, где господствуют черные силы насилия. В новом времени нет ничего человеческого. Только грязь, мрак, террор и нынешний жребий горше прежнего.
Как любой крупный творец (допустим, Лев Додин в драме), Борис Эйфман, конечно, диктатор в балете. Зал подчиняется ему сразу, готов внимать каждому жесту и любой нелепости танцовщиков. После просмотра чувствуешь, что прикоснулся к чему–то выдающемуся и неоднозначному. Можешь только как флегматичный крепостной крестьянин из комедии «Формула любви», узревший красоту, молвить: «Это Жизель... Я узнал ее по ноге». Мой же напарник Вератила после спектакля был настроен менее философски и, впрыгивая в свою яхту, пришвартованную на набережной Свислочи, лишь брякнул: «В ногах правды нет».
Добрый зритель 9–м ряду.
Советская Белоруссия № 57 (24939). Вторник, 29 марта 2016