Творческий поиск Валентина Дудкевича

Стать заложником традиции легко. Тем более когда она касается такого консервативного жанра, как народный танец.

Стать заложником традиции легко. Тем более когда она касается такого консервативного жанра, как народный танец.


Художественный руководитель Государственного ансамбля танца народный артист Беларуси Валентин Дудкевич говорит, что сегодня наблюдает грустную картину: «Я вижу, что сегодня народный танец, по сути, в тупике. И не только в Беларуси, а повсеместно. Мы недавно выступали с Красноярским ансамблем танца Сибири, который я знаю очень давно, и ничего нового в их программе я не увидел. У всех наступил какой–то постановочный ступор. Коллективы канонизировали свое прежнее наследие, движения вперед нет, из–за этого мы теряем зрителя, который все чаще отдает предпочтение эстраде».


Тем не менее 13 октября ансамбль все же надеется удивить своих поклонников. На сцене Белгосфилармонии пройдет авторский концерт Дудкевича, посвященный 50–летию его творческой деятельности и 25–летию работы в ансамбле. За эти годы коллектив подготовил огромное количество номеров, но накануне юбилея по нашей просьбе Валентин Владимирович назвал золотую пятерку своих этапных постановок.


1. «Кадрыля на зэдлiках». 1987 г.


— С этого номера я практически начал свою работу в ансамбле, после того как тщательно проанализировал поиски фольклорной лаборатории тогдашнего Института культуры, которым руководила Юлия Чурко. Ее сотрудники, побывав в экспедициях на Полесье, нашли несколько интересных даже не танцев, а идей. До этого все известные брэнды, которые были в репертуаре, например, у Игоря Моисеева — «Бульба», «Юрачка», были не подлинными народными танцами, а постановочными, авторскими номерами на сюжеты народных песен. В Беларуси таких танцев на самом деле никогда не было. То же самое и «Лявонiха» великого балетмейстера Алексея Ермолаева. (Он работал вместе с Григоровичем над балетом «Спартак», ставил в Минске постановку «Князь–озеро».) Потом эти традиции развивал Семен Дречин. Но сам народ танцевал всегда про другое. И я решил найти исходный материал, исконный танец, чтобы не было никакой подмены понятий. Тогда и сделал своеобразный диптих — «Кадрыля на зэдлiках» и «Вясковыя гульнi». Это был первый этап, то, с чего я начал свою работу в ансамбле.


2. «Спеў дубраў». 1992 г.


— У нас в ансамбле всегда были традиционно хорошие женские хороводы. Семен Дречин делал просто эталонные вещи. Это направление решил развивать по–своему и я. Дело в том, что в 80 — 90–е гг. появилось просто море прекрасной лирической музыки, вдохновлявшей на это. Гораздо больше, чем сейчас. В том числе и замечательная цимбальная мелодия композитора Валерия Иванова «Спеў дубраў». Работая до ансамбля режиссером–постановщиком различных концертов, я ставил на нее сложные номера с чтением, мизансценами, но танец — никогда. И вдруг что–то сошлось. Меня прежде всего вдохновил один удивительный костюм в стиле батика, который я выкупил у выпускницы театрального института. Этот номер положил начало нашему лирическому этапу.


3. «Еврейский танец». 1995 г.


— В какой–то момент я подумал, что как–то скучно танцевать одни польки. И почему это Беларусь получается такой сплошной «полечной» страной? Этнически она ведь очень разнообразна. У нас проживало огромное количество национальностей, каждая оставила свой след в культуре. Так пришла мысль сделать полиэтническую программу «Хоровод друзей», где бы в первой части танцевали белорусские танцы, а во второй — хореографию других национальностей. Одним из первых номеров стал «Еврейский танец». Мы над ним работали очень тщательно, консультировались со специалистами. Может быть, потому он успешно идет до сих пор. В этот период произошел наш поворот в сторону полифонии культур.


4. «Евфросинья». 2000 г.


— Некоторые вещи в моей работе шли параллельно. Первым и знаковым номером в историческом направлении, без которого существование Государственного ансамбля танца непредставимо, стала «Евфросинья», вошедшая в программу «Песня про зубра», посвященную истории Беларуси. Она пользуется успехом у зрителей до сих пор и очень мне дорога. По–моему, мы нашли очень верную интонацию, без фальши. Удалось создать точный исторический образ.

 


5. «Лянок». 2001 г.


— С годами все чаще меня стал преследовать вопрос: «Как оставаться интересным молодежи? Чем заманить ее?» Я стал задумываться о проблеме современного белорусского танца, чтобы насытить его современными ритмами и гармониями. И здесь мне помогла встреча с таким замечательным композитором и аранжировщиком, как Дмитрий Пенкрат. Мы сделали с ним номер «Лянок». После него появились композиции на музыку Олега Елисеенкова и Ивана Кирчука. Это направление следует развивать. Сейчас мы уже пошли дальше. Я уверен, что танцевальная энергия и информация должны быть всегда новыми. Нельзя копаться все время в одном и том же.


Эпилог


— В сентябре побывал на фестивале «Сожскi карагод» в Гомеле и увидел много отсебятины на сцене. Смешивают совершенно малосочетаемые вещи. С костюмами творится вообще кошмар — настоящий кич... Если современный танец сегодня еще как–то развивается, то народный — совсем наоборот. На меня потом обижались некоторые коллективы, что был в жюри и не присудил им премию. А как можно присудить, если привезли откровенный нафталин?


Правда, не только наши в нем погрязли. В академическом ансамбле танца Украины имени Вирского, например, все шикарно с точки зрения исполнения, но репертуар — вчерашний день. То же самое и в ансамбле Моисеева. На протяжении 20 лет я не вижу там ничего нового. Это, как говорил Станиславский, «мертвый театр».


...Уже 23 октября коллектив Валентина Дудкевича уедет на гастроли в Бразилию, где даст до 8 декабря 25 концертов. Дальше — турне в Китае. Значит, несмотря на все проблемы, видимые требовательному профессионалу, наш танец по–прежнему интересен на других континентах и неустанный процесс поиска приносит Дудкевичу и его воспитанникам искомый результат. С чем и поздравляем дорогого юбиляра!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter