О чем могут рассказать старинные открытки и фотоснимки?
Об истории городов и храмов, почты и банков, о Первой мировой войне и войне 1812 года, о путях таких выдающихся деятелей, как Адам Мицкевич, Юлиан Немцевич и Тадеуш Костюшко, наконец, о том, как наши предки праздновали Рождество и какую одежду носили... Это все я называю темы проектов лауреата премии «За духовное возрождение», известного коллекционера и историка Владимира Лиходедова, ставшие альбомами, выставками, многочисленными публикациями. Некоторые из них были осуществлены в соавторстве с меценатом и исследователем старины Владимиром Пефтиевым.
И вот новая книга — уникальный альбом старых фотоснимков, рассказывающих о храмах, посвященных святому равноапостольному князю Владимиру. Снимки взяты из коллекций Владимира Лиходедова и Владимира Пефтиева. Альбом, увидевший свет в Издательском доме «Звязда», продолжает серию «В поисках утраченного», получившую широкий резонанс.
Почему возникла именно такая тема? Напрашивается версия: не потому ли, что святой равноапостольный князь Владимир — небесный покровитель обоих авторов, носящих его имя? Владимир Лиходедов не отрицает и такой мотивации:
— Но самое главное, что в этом году — тысячелетие преставления князя Владимира. Это серьезная дата, которая отмечается во всем православном мире. У нас с Владимиром Пефтиевым уже был опыт подобной работы: книга, посвященная Александру Невскому. Тот опыт оказался довольно удачным, и мы опять решили объединить усилия и рассказать о памятных местах, носящих имя князя Владимира. Поскольку у нас в коллекциях есть уникальные экспонаты на эту тему — фотографии, открытки, литографии... Отклики на получившийся альбом очень хорошие — как у нас, так и в России.
— Как исторический персонаж князь Владимир присутствует же и в белорусской истории?
— Конечно! Любой белорус сразу вспомнит драматический эпизод, связанный с полоцкой княжной Рогнедой, от которой Владимир, посватавшись, получил отказ, а затем силой сделал своей женой. Вспоминается и Заславль, город, названный в честь сына Владимира и Рогнеды Изяслава, и Туров, где жил сын Владимира Святополк. Да и многие другие потомки князя на белорусской земле строили храмы, правили, например, князь Всеслав.
— Были ли подобные издания ранее?
— Нет, такой богатый иллюстративный материал собран впервые. В нашей книге не только храмы, но и памятники, и места, носившие имя Владимира в начале прошлого века. У нас были серьезные научные консультанты — кандидат географических наук Кирилл Сокол, один из ведущих специалистов России по памятникам и православным храмам, и доктор церковной истории священник Гордей Щеглов. Думаю, книга поможет тем, кто любит путешествия не только книжные, но и реальные. Читателю будет интересно увидеть, как те или иные памятные места выглядят сегодня.
Оба автора предваряют книгу рассказом о жизни князя Владимира, персонажа колоритного и противоречивого. Сын киевского князя Святослава был рожден «ключницей» святой княгини Ольги Малушей, дочерью некоего «Малъка Любечанина», т.е. уроженца города Любеча. Уже о личности Малуши в белорусской литературе существует немало версий. Описывается в статье и «языческий» период князя, с которым связана трагическая история с Рогнедой, и путь Владимира к статусу сильного христианского властителя, крестителя народа, проводника и оплота веры.
Мы узнаем, что первое известие о храме, посвященном Владимиру, относится к 1311 году, когда архиепископ Давид поставил в Новгороде «на воротех» каменную церковь «святого Володимера». Особенно много храмов и памятников в честь равноапостольного князя появилось в XIX веке. Многие из них мы можем увидеть благодаря коллекциям Владимира Лиходедова и Владимира Пефтиева. Вот, например, как век назад выглядел памятник князю, установленный в Киеве на Владимирской горке: величественная фигура в накинутой на плечи мантии, в правой руке — большой крест. Памятник сохранился, только крест, оказывается, изначально был позолочен, в него вмонтировали газовые рожки, позже замененные электрическими лампочками. После же установления в Киеве советской власти крест перестал светиться. А вот небольшую кирпичную Князе–Владимирскую часовню на Соборной площади Владимира, построенную в 1797 году, мы можем увидеть только на открытках: в середине 1920–х она была снесена. В 1931–м взорвали пятиглавый Князе–Владимирский собор в Воронеже, в 1936–м разобрали церковь Владимирской иконы Божьей Матери, основанную в 1707 году на средства купца Григория Вяземского. В 1934–м снесли церковь Владимирской иконы Божьей Матери, возведенную в Москве по проекту известного архитектора В.Баженова. А прекрасный храм в Гунгербурге на Балтийском побережье Эстонии был взорван в 1944 году при отступлении немцев... Что ж, судьбы храмов повторяют судьбы людей трагических эпох. Но есть и промысел Божий. И сегодня старинные храмы в честь равноапостольного князя Владимира принимают верующих, а вот как они выглядели век назад — опять подскажет альбом.
Советская Белоруссия № 234 (24864). Четверг, 3 декабря 2015