Осень закормила сытными и обильными гастролями. Это и правильно, даже самые опытные диетологи советуют для хорошего самочувствия на зиму завязать жирок. А главный «жирок» для прожженной театральной крысы, конечно же, не зерно из амбара, а новые впечатления. Только завершились гастроли Русского драматического театра Литвы, как уже сегодня на сцене театра им. М.Горького покажет свой спектакль «Волки и овцы» Государственный академический Малый театр. Тот самый, где играли Щепкин, Мочалов, Ермолова, Бабочкин, Ильинский, Жаров. Перед входом в Малый стоит памятник отцу русской драмы — драматургу Александру Островскому. Да не дрогнут минские стены перед таким имперским напором. Пока же посплетничаем о холеных литовцах.
Русский драматический театр Литвы на сцене Белорусского государственного академического музыкального театра показал четыре постановки. Все они по–своему были забористые, шершавые, интеллектуальные, калейдоскопичные. Давно известно, что прибалтийские режиссеры не могут высказываться быстро. У их таланта другие сестры, но никак не краткость. Потому и спектакли идут «с чувством, с толком, с расстановкой» по три часа.
Открыла гастроли пьеса Михаила Булгакова «Зойкина квартира» режиссера Роландаса Аткочюнаса. Никогда не видел этой пьесы на сцене, да и в число моих любимых у писателя она не входит. «Квартирный вопрос» и «женская доля» сплелись здесь в едином тугом узле. А сатирические мазки Михаила Афанасьевича все–таки слишком жирные, маслянистые. Начиная с придуманных фамилий: Аллилуйя или Гусь–Ремонтный. Если в недавней постановке Московского художественного театра «Зойкина квартира» стала сатирой на нынешнюю Россию, то спектакль Аткочюнаса точно воссоздает нэпмановский дух.
Все здесь соответствует эпохе — немножечко жеманно и экзальтированно. Владелица швейного салона Зоя Пельц искренне мечтает о Париже. Граф Обольянинов никак не поймет, в какой это момент он вдруг стал «бывшим графом». Пройдоха–администратор Аметистов выдумывает себе не существующие на самом деле дворянские корни. Каждый норовит обмануть. Выгадать что–то конкретное для себя. Весь этот гротескный балаган — предтеча бурной галереи образов «Мастера и Маргариты». Актеры играют азартно, от души. Литовская «Зойкина квартира» — настоящий ансамблевый трагифарс. Если у Булгакова всю шайку просто благополучно накрывают после преступления, то в литовской версии еще звучат и выстрелы, чтобы жизнь медом не казалась.
Бурные эмоции на гастролях в Минске вызвал спектакль «Елка у Ивановых», удостоенный в Литве четырех театральных наград «Золотой сценический крест» — за режиссуру, сценографию, музыку и лучшую главную роль. Зрители, пришедшие на новогоднюю комедию — название–то все прочитали, никак не ожидали оказаться посреди кровавого и абсурдного гиньоля. Хотя бы поинтересовались перед началом биографией автора — кем был этот самый Александр Введенский. И тогда бы узнали, что видный обэриут новогодних комедий никак не писал.
«Елку у Ивановых» поставил художественный руководитель театра Йонас Вайткус. Весь абсурд происходящего он усилил музыкой композитора Альгирдаса Мартинайтиса — получилась настоящая рок–опера. Оттого весь абсурд Введенского звучит тут в два, а то и в три раза сильнее — наотмашь и совсем не деликатно.
Всегда спокойные минские зрители уходили посреди спектакля с неясными воплями и всхлипами, кто–то, говорят, перед уходом даже умудрился плюнуть в сторону сцены. Не все выдержали провокацию от Вайткуса. Не стали водить хоровод вокруг его елки. Успокаивает постановщика только то, что в Вильнюсе этот неординарный спектакль принимают точно так же.
Непростым оказался и «Евгений Онегин» Вайткуса. Хотя после «Онегина» Тимофея Кулябина казалось, что ничего страннее уже быть не может. Оказывается, может. Литовский «Евгений Онегин» тоже сочинен где–то около произведения Пушкина. Артисты «Балтийского балета» тут танцуют параллельно с текстом, Онегин ходит в черных очках, происходящее обрамляется причудливой видеопроекцией. Узнать в спектакле Пушкина невозможно. Холодный душ от литовцев оказался уж очень бодрящим.
Добрый зритель в 9–м ряду.
Советская Белоруссия № 232 (24862). Вторник, 1 декабря 2015