В первых числах мая на страницах газет появилось сообщение, что Игорь Михайлович Лученок собирается посетить Вену и встретить там День Победы. Информация, как говорится, из рядовых, ничем не примечательная. Но я знал, поездка эта очень важна для композитора. Он мне говорил:
— Я объехал почти весь земной шар от Японии до Кубы, а вот в городе, о котором мой «Майский вальс», я так и не побывал. А ведь так тянет туда. Хочется стать тем солдатом, о котором песня, взять аккордеон и играть на улицах венской столицы. Играть о войне и мире, о том, чтобы мы не забывали прошлого, не забывали, где родился тот человек, который стал бесноватым фюрером.
Да, была такая мечта у Игоря Михайловича. Но шел он к ней долго. Песня родилась более 15 лет назад. Более 15 лет назад заглянул в дом композитора поэт–фронтовик Михаил Ясень и положил на стол стихотворение. Текст его сразу понравился Лученку, лег на душу: «Вальс русский на площади Вены спасенной солдат на гармони играл». И припев: «Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай...» Буквально через несколько дней мелодия была готова. И первым исполнителем «Майского вальса» стал всем известный Иосиф Кобзон.
Но говорят: песню мало родить, надо, чтобы она родилась сама. А вот этому мешали некоторые музыкальные «деятели», не пускали ее в эфир. У Игоря Михайловича и по сей день горький осадок на душе. Однако обиды он не таит. Собственно, такова судьба многих великолепных песен. Вспомните хотя бы «День Победы» композитора Тухманова. Как упрекали авторов в «примитивизме»! А песня вырвалась на волю и звучит теперь не смолкая, став народной. Стал народным и «Майский вальс» Игоря Лученка. Песню поют. И не только в нашей стране, а и в Европе, Америке. Она звучит в эфире, со сцен, ее исполняет молодежь и ветераны.
И, вероятно, неспроста Игорь Лученок получил телеграмму от белорусского посла в Австрии Александра Сычева с приглашением посетить Вену во время празднования Дня Победы, выступить там со своими песнями. Аналогичное приглашение пришло и от российского Станислава Осадчего.
Три дня гостил композитор в городе, воспетом им в «Майском вальсе». А по возвращении я спросил у Игоря Михайловича, исполнилась ли его давняя мечта.
— Да, с городом я хорошо познакомился, — начал свой рассказ Лученок. — Поклонился и возложил цветы к монументам гениальных композиторов Моцарта, Бетховена, Шуберта, Брамса и Штрауса. Постоял у Дуная, полюбовался величавыми Альпами. А вот песню свою на улицах не сыграл. И не потому, что не имел личного аккордеона в руках. Просто наша поездка являлась общественно–политической акцией, которая должна была содействовать улучшению дружбы между народами, народами Беларуси, Австрии, России. И мы придерживались определенных рамок.
Кстати, в Вену я поехал не один, а вместе с заслуженным артистом Беларуси Владимиром Провалинским. В нашем Министерстве иностранных дел родилась идея, чтобы приехал автор популярной песни, которую хорошо знают в Вене. И не один, а с ее исполнителем. Я взял с собой Володю. Он — прекрасный певец! И «Майский вальс» — своего рода его визитная карточка.
В Вене мы были три дня. Что запомнилось ярко? Возложение венков к памятнику воинам, которые пали, освобождая столицу Австрии. Людей было очень много. Приехали гости, в том числе и из России. Между прочим, из России прибыла целая делегация известных людей, среди которых были кинорежиссеры, артисты, музыканты, певцы. Но я заметил: подавляющее большинство — иностранцы. И, конечно же, жители Вены. Они помнят и чтят своих освободителей в отличие от других «демократов». Возложили венки и мы.
Ну и, конечно, незабываем для меня сам концерт. Прошел он в Российском центре науки и культуры в Австрии. Там есть небольшой зал на 120 человек. Людей пришло много. Прежде всего был представлен почти весь дипломатический корпус в этой стране, пришла российская делегация, в зале находились австрийские ветераны войны, бывшие узники, наши земляки, живущие в Австрии. Принимали нас хорошо. Аплодисментами встречался каждый номер. Добрым запевом стала первая песня. Ну, конечно же, «Майский вальс». Я выстроил драматургию концерта, все учел. Звучала тема войны, героизма, дружбы, любви и весны. Большинство песен исполнил Володя Провалинский. А потом я взял аккордеон и сыграл «Польку белорусскую». Зал хлопал, подпевал и даже кое–кто танцевал. Ну а в финале к нам вышла народная артистка из Украины и мы все вместе под аккордеон спели еще раз «Майский вальс»: «Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай...» Зал встал, и все подпевали нам. Было полнейшее единение. Ну а когда я сказал, что на мое творчество оказал влияние Иоганн Штраус, и начал играть его вальсы, зал взорвался овацией. После вечера ко мне подходило много людей, коллег, предлагали творческую дружбу. Были интересные разговоры, знакомства. Такое не забывается. Наша творческая акция удалась.
— Игорь Михайлович, а не прошло желание выйти на улицы Вены и, как русский солдат, сыграть свой вальс? Дорогу туда вы уже знаете, знаете город.
— Желание не прошло. Впереди 65–летие Великой Победы. Не за горами и 70–летний юбилей. А без хорошей песни не обходится ни одно мероприятие. Ведь песня прежде всего память. Мы не должны, как писал один мудрец, стрелять в прошлое из пистолета, ибо оно выстрелит в тебя из пушки. Пусть оно палит, палит в каждого из нас, но только добрыми песнями.
Евгений КАЗЮКИН.