Меломаны и критики не перестают сетовать, что нелегкое сейчас время переживает популярная музыка — и с исполнителями такими, которых раз услышишь — ахнешь от счастья, беда, и с песнями великими напряженка. А я вот не успеваю следить за всеми хитами! По мне — навалом их! Навязнет в голове мотивчик с текстиком, а на смену ему другой в уши просится. Недавно открыл для себя артиста по имени Вован, замечательного, видимо, и талантливого: композицию, подаренную им посредством радио, не задушишь и не убьешь вовеки веков. «Кадык» она называется. Цитирую: «Есть песни про глаза, про волосы и брови, про губы и ресницы, про зубы и носы, а я вам про кадык спою сейчас с любовью: кадык, дык–дык, дык–дык, дык–дык, дык–дык, дык–дык». Нормальный опус, предназначенный для распевания в шумных компаниях и прослушивания в переполненных маршрутках. Так что не надо сильно горевать и изменять эстраде и рок–н–роллу с каким–нибудь Георгом Фридрихом Генделем. Лучше расскажу я вам о самых, на мой вкус, достойных пластинках, мимо которых не стоит проходить, посещая музыкальные развалы.
Этнотрио «Троiца» и «Зiмачка». Знаете ли, хочется иногда из вредности испортить общую картину маслом чайной ложечкой дегтя, написать о том, что группа наконец–таки выпустила провальную пластинку, «отутюжить» ее по последнюю вещь. Придраться к слабости аранжировок, пошутить над Иваном Кирчуком: мол, спев из народного достояния все, ныне он выдает за него собственные произведения. Но не дает поводов коллектив. Наоборот, издает такие диски, которые целиком можно включать в золотую коллекцию белорусских песен.
При всей моей осторожной симпатии к эстрадной музыке нельзя не поаплодировать Алесе, пустившейся в отважный эксперимент и издавшей пластинку «клубняка» — «Одна ночь в Минске» — техно и прогрессив–хаус. Запись эта будет если не посильнее, то неожиданнее «А по телеканалам, глянцевым журналам» или «Птицы, мои птицы». Добавлю сюда проект Aura, который порадовал любителей качественной поп–музыки — без оглядки на то, в какой стране она сделана. Пластинка Aura.by — набор разноплановых эстрадных композиций, включая страдательные «медляки», темповые рассуждения о природе любви и парочку хитов, один из которых — «Затрымай мяне» — бронебойный (правда, рожден он был в 2010–м).
На поле «Троiцы» поет Настя Некрасова, некогда заявившая о себе в коллективе NHS, выпустившая с группой FolkRoll альбом «Вiр». Обладающая фантастическим голосом, позволяющим ей петь все что угодно, специализирующаяся на этноджазе, в этой работе певица предстала чуть в ином амплуа. Инструменты лишь обозначили свое присутствие на диске, на джаз только намекалось, бенефицианткой выступила сама артистка, исполнившая то дремуче, то современно белорусский фолк.
The Toobes и My Generation. Вторая пластинка скандального, наглого, безгранично амбициозного трио, с репутацией плохо играющего, поющего, сочиняющего и вообще насквозь третичного. Все то же перенесение в наш день тех 60 — 70–х, когда не принимать ЛСД в богемных кругах считалось дурным тоном, а девизом «живи быстро, умри молодым» руководствовались двое рокеров из трех. По харду ударили и «здоровые лоси» (как себя называют музыканты) из IQ 48, реализовав альбом с очевидным для фанов хеви–метал–рока названием HMR. Он действительно вышел у коллектива тяжеленьким — насколько это возможно для альтернативного состава, исповедовавшего доселе музыку эклектичную с отчетливым фанк–привкусом. Избавившись несколько лет назад от саксофониста, команда все больше тяготела к гитарному звучанию и додрейфовала вон аж куда!
«БЕЗ БИЛЕТА», похоже, собирается с каждым диском меняться так, чтобы за группой не поспевали ни музыковеды, ни поклонники. Альбом Africa 2009 года стал самым поп–рок–мейнстримным и хитовым в истории Виталия Артиста со товарищи, теперь они зажгли «полноформатник» «Звезда», еще более облегчив саунд и насытив его электроникой.
Долго ничего не выпускавший Алексей Шедько отметился релизом «Только бы не было холодно...», причем на обложке рядом с именем исполнителя указан и его коллега по проекту — гитарист Владимир Ткаченко. Актер театра под управлением Татьяны Дорониной всегда тщательно подбирал в компаньоны инструменталистов, и над крайним альбомом колдовали заслуженные мастера музыки Беларуси, ну а Ткаченко тут — как точка над «i». Шедько давно не пишет стопудовых шлягеров, что не мешает песням Алексея быть все так же полными нелобовых размышлений о жизни и человеке.
В содружестве с «Леприконсами» «суслик» Вадим Галыгин соорудил «дебютник» «Подарок». В нем он передал «приветы» Верке Сердючке, «Мумий Троллю», «Технологии», «Жукам»... стилизовав свои треки (идейно, манерно) под разных музыкантов. Что–то получилось лучше, к чему–то можно придраться, но разочарован «презентом» я не был.
После почти 10–летнего молчания сольно–альбомно вернулся Александр Помидоров. И как! Декабрьская работа его бригады Pomidor/Off «Патас/Попс/Прапаганда», вышедшая буквально на флажке года, вполне вероятно, и стала в этой десятилетке лучшей «тяжелой» отечественной пластинкой (вместе с «Грубым помолом» «ТТ–34»). Но не прямолинейно брутальной, а мелодичной, с интересными текстами. Да и сыграна и записана она выше всяческих похвал.
Ирина Дорофеева всех «уничтожила» MP3–диском «Палёт над Айкуменай», в который вошло около 200 (!) композиций, датированных 1994 — 2011 годами. Здесь и уже издававшееся, и раритеты, и никогда не публиковавшиеся дорожки. Весь глубокий смысл такого проекта я не постиг, поскольку подобные глобальные акции случаются обычно тогда, когда исполнитель в лучшем случае карьеру завершил. А до юбилея артистки — полгода.
И резюмирующая часть. Пока еще интернет окончательно не убил CD, идите в магазины и требуйте.
От себя: браво и спасибо, «Троiца», Алеся и Pomidor/Off!