Предоскаровский марафон близится к финишу. Церемония вручения премии состоится 28 февраля. Несмотря на то что развязка интриги до начала знаменитой церемонии все–таки остается непредсказуемой, интерес к ней постепенно падает. Имея возможность посмотреть почти все представленные на главные номинации американские фильмы, невольно возникает вопрос: «Ну и что?» Технологично — да, зрелищно — да, сюжетно — да, во всех составляющих безупречно — да, но чтобы это стало открытием в содержательном плане — нет. Претендующие на откровения в познании человека, эти фильмы держат интерес во время просмотра, а после оставляют равнодушными.
Вот и «Девушка из Дании» Тома Хупера, оскароносного режиссера за фильм «Король говорит!», вызывающе завлекателен. Весь художественный антураж выполнен в безупречном модерновом стиле: роскошные особняки с причудливыми лестницами; богемные апартаменты, наполненные обилием дорогих деталей; изысканные костюмы и украшения ар–нуво; богатая драпировка и чувственная живопись в интерьерах (абсолютно справедливо декор представлен в номинациях «Лучший художник–постановщик» и «Лучший дизайн костюмов»). Однако главной особенностью модерна 20–х годов было другое: на фоне всего затейливого великолепия выразить томление плоти и духа. Действие фильма происходит именно в это время, которое примечательно было еще и тем, что тогда впервые была предпринята попытка оперирования по изменению пола.
Трансгендерная тема в варианте физиоэкзистенциальных томлений, похоже, на мировом экране представлена впервые. Очаровательная, подающая надежды молодая художница (Алисия Викандер, номинация на «Лучшую актрису второго плана») даже представить себе не могла, чем обернется ее шутливое предложение мужу (Эдди Редмейн, номинация на «Лучший актер») позировать ей в женском платье. Невинная шутка обернулась психическим потрясением для обоих. Эйнар Вегенер, обнаруживая в себе непреодолимую тягу стать женщиной, идет на серию хирургических вмешательств, чтобы стать полноценной Лили Эбер. Финал трансгендерной мелодрамы печален: герой погибает; героиня, потеряв того, кто был ей сначала мужем, а потом нежной подругой, неутешна. Все это смятение чувств выглядело бы чрезмерно надуманным, если бы не краткая информация: фильм поставлен по одноименному роману, в основу которого легли дневники той самой реальной Лили Эбер.
Помимо художественного оформления, не менее привлекательной частью представленного кинобудуара является актерская игра. Трудно согласиться, что шведка Алисия Викандер, несомненное открытие этого киногода, всего лишь актриса второго плана. По степени психологически достоверной и естественной игривости она никак не уступает своему партнеру. Эдди Редмейн, несмотря на отсутствие броской внешности, в который раз доказывает безупречную актерскую технику. Надо полагать, что в оскаровском реестре о рангах он в более выигрышном положении, чем красавчик Леонардо. Однако даже его убедительная чувственная пластика, передающая как хрупкость физического тела (ради этой роли актер похудел на семь килограммов), так и неоднозначные душевные страдания, скорее говорит о превосходном владении техникой, чем о глубоком психологическом вчувствовании (теория вчувствования была очень популярна в эпоху модерна). Впрочем, таков и весь фильм: броский антураж и модные актуалии так и не дали возможности приподнять завесу над тайнами человеческой природы.
lpsm3163@mail.ru
Советская Белоруссия № 31 (24913). Четверг, 18 февраля 2016