В Белгосфилармонии стартовал 78–й сезон

Космос в филармонии

Открытие сезона в Белгосфилармонии прошло с аншлагом
Музыка, физика, космос, черные дыры и временные петли — старт нового, 78–го сезона в Белгосфилармонии выдался необычным и объемным. Государственный академический симфонический оркестр под управлением народного артиста Александра Анисимова открыл сезон «Симфоническим марафоном» и обеспечил меломанов незабываемыми впечатлениями: в один вечер прозвучало сразу два концерта, каждый из которых прошел с аншлагом, — оригинальная детская программа и классическая для взрослых.



Обращение к космической теме в мультимедийном детском спектакле «Икар на краю времени» в нашу эпоху, когда романтика полета Гагарина давным–давно сошла на нет, прозвучало неожиданно и любопытно. Еще большей неожиданностью стало появление на сцене филармонии физика–теоретика, члена–корреспондента Национальной академии наук Беларуси Льва Томильчика: ученый коротко, доступно и не без юмора рассказал о научной идее предлагаемого зрителям спектакля. Детям (а в зале было довольно не только подростков, но и малышей) выступление известного деятеля науки, скорее всего, было не совсем понятно, зато обеспечило несколько интеллектуальных минут старшему поколению.
Базой для необычного проекта послужило произведение ученого и популяризатора науки Брайана Грина, вдохновившее одного из выдающихся современных композиторов Филипа Гласса на создание волшебной музыки. Некоторое время спустя к тексту и звуку добавился видеоряд, отснятый английскими режиссерами–авангардистами Аланом Холмсом и Аланом Тейлором.

Фото Владимира Шлапака.

Историю о мальчике, полетевшем к черной дыре и вернувшемся через несколько тысячелетий, прекрасно знают любители серьезной космической фантастики, а в музыкальном варианте ее чаще исполняют на научных фестивалях, нежели в филармонических залах. Тем не менее, убежден  Александр Анисимов, спектакль представляет собой не задумку для уроков физики, а чистое искусство:

— Конечно, имеет место синтез науки, литературы, музыки, кинематографии... Я очень люблю такие вещи, и мы не в первый раз представляем публике мультипроекты, которые соединяют разные жанры. «Икар на краю времени», как мне кажется, оказался интересен и детям, и взрослым, как и было задумано. 

Текст от автора в переводе на белорусский язык выпало читать популярному шоумену и телеведущему Дмитрию Кохно. Предложение посотрудничать с маэстро Анисимовым в таком необычном формате стало для него неожиданностью:

— Всем понятно, что мое участие в этом проекте, мягко говоря, удивительно. Когда мне позвонил господин Анисимов и пригласил на репетицию, я, если честно, был в шоке. Самым большим испытанием стало нахождение на сцене с симфоническим оркестром — это очень почетно. 

Вторая часть «Симфонического марафона» — классическая программа из концерта № 1 Фредерика Шопена и кантаты «Кармина Бурана» Карла Орфа — была куда более привычной по звучанию, но не менее блестящей по исполнению. Неудивительно, что пианиста, заслуженного артиста России Александра Гиндина восторженные зрители несколько раз вызывали на бис.

Отдельный плюс — использование мультимедиа в просветительских целях: когда во время концерта на большом экране появляются портрет композитора и поочередно названия всех частей исполняемого произведения, с точки зрения повышения зрительской грамотности это, безусловно, выигрышный момент.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 173 (24803). Четверг, 10 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter