Новогодние традиции — это не только елка, «Оливье» и «Ирония судьбы», но и подведение итогов уходящего — по восточному календарю — года Лошади. Чем запомнились прошедшие 12 культурных месяцев — в нашем традиционном обзоре. Выбор персон и событий, как всегда, субъективен и открыт для пересудов.
Музыка на все времена
Весь 2014–й меломаны всех возрастов довольно потирали руки: такого музыкального марафона с участием звездных гастролеров наша страна еще не видела. Дорогие во всех смыслах гости засветились на всех без исключения площадках столицы — от старенького зала Дома литератора до 15–тысячного ледового комплекса «Минск–Арена». Последний, к слову, уже пять лет носит по миру славу одного из лучших концертных залов Европы и собирает на своей площадке персон исключительно звездных. В наступающем году ждем оценки «Минск–Арены» от Робби Уильямса и Григория Лепса.
1. «Песнярам» — 45
Одиннадцать лет назад, когда ушел из жизни Владимир Мулявин, казалось, что на легендарном ансамбле будет поставлен крест. Так часто бывает: без капитана корабль погибает... Однако начатое Мулявиным дело востребовано до сих пор: 1 сентября 2014 года коллективу «Песняры» исполнилось 45 лет. «СБ» не осталась в стороне от памятной даты — на страницах газеты о самом коллективе и драматических событиях вокруг него вспоминали именитые участники: Влад Мисевич, Валерий Дайнеко и Олег Аверин. Почему в конце 90–х Мулявин не смог найти взаимопонимания с подопечными и в чем истинные причины того раскола?.. Жаль, ответы на эти вопросы самого Владимира Георгиевича нам уже никогда не узнать.
2. Вечера Большого театра в замке Радзивиллов
На удивление, атмосфера пятых «Вечеров Большого театра в замке Радзивиллов» получилась куда менее пафосной, чем того требовал повод. Что, однако, не помешало старинному Несвижу вновь гудеть целых три июньских дня. Любителей шекспировских страстей Большой театр вновь не подвел: вдохнуть театральный дух эпохи Радзивиллов на юбилейных вечерах можно было полной грудью. За пять лет масштабы проекта выросли на глазах. В этом году фестиваль не только шагнул за рамки партера во внутреннем дворике и вошел в залы дворца Радзивиллов, костел и городскую Ратушу, но и впервые принял в гостях полторы тысячи зрителей. Ждем, когда подтянутся остальные.
3. Софья Губайдулина на фестивале Юрия Башмета
Событие, в которое долго не могли поверить даже сами организаторы: Софья Губайдулина дала согласие приехать в Минск на IX Международный фестиваль Юрия Башмета. Та самая Губайдулина, которую музыкальные критики называют наиболее выдающимся композитором современности. И которая своим примером доказала всему миру, что утверждение Брамса «скорее мужчина родит ребенка, чем женщина напишет хорошую музыку» не имеет ничего общего с реальностью. 83–летняя Софья Асгатовна живет в Германии с 1992 года и за ее пределы выбирается крайне редко. Увидим ли мы еще когда–нибудь живую легенду в наших краях, сомневаюсь. Но ждать в гости, конечно, не перестанем.
2014–й — Год гостеприимства
За последний год мы стали еще более ухоженной и удобной для туристов страной. Создаем инфраструктуру отдыха там, где ее не было. Восстанавливаем памятники историко–культурного наследия. Упрощаем визовый режим с государствами, в которых желают чаще принимать белорусов в гости и посещать наши достопримечательности.
1. Чемпионат мира по хоккею
Чемпионат с шайбой прошел в Минске с 9 по 25 мая. Страна подготовилась к нему основательно. Более 31 тысячи зарубежных граждан из тех стран, с кем мы имеем визовые отношения, посетили Беларусь, воспользовавшись правом безвизового въезда. Более 50 тысяч человек побывало из СНГ. Шведской компании, которая делала сувениры с официальной символикой чемпионата, пришлось срочно выпустить дополнительную партию подарков — спрос на них превысил предложение. А наши предприятия и предприниматели наконец оживились — и теперь проблемы с выбором магнита или чего–то солиднее на память о Минске и Беларуси уже нет. Стало больше койко–мест для туристов: если в 2012 году в Минске их насчитывалось 4.405, то к началу чемпионата — 9.250. Отели продолжают строиться.
2. Инвестиции в историко–культурное наследие
Богатые люди покупают руины бывших шляхетских поместий и начинают в них реставрацию. Процесс пошел несколько лет назад, когда Министерство культуры дало добро на такие приобретения. Семья Гавриловых из Москвы присмотрела себе дворец в Желудке Щучинского района, принадлежавший князьям Святополк–Четвертинским. Усадьба в Смиловичах, связанная с именами Огиньских, Монюшко, Ваньковичей, на аукционе перешла в собственность частной компании за 24 тысячи долларов. Реставраторы укрепили остатки одной из башен замка в Новогрудке. В сентябре открыли восстановленную усадьбу Огиньских в Сморгонском районе.
3. Отмена и упрощение визового режима
В сентябре в Минске было подписано соглашение между Беларусью и Израилем об отмене виз для владельцев национальных паспортов. Годами шли переговоры. И вот наконец случилось! Ведь так много родственников, общих святынь и там и тут. Теперь наш МИД ведет переговоры с ЕС об упрощении визового режима. Мы открыты всему миру. А путешествовать друг к другу — огромное удовольствие.
Тройка первачей
В 2014 году зритель то воспарял, то страдал: фильмов было много, и восторги сменялись неизбежными (и зачастую громкими) разочарованиями. В битве за умы и души, тесня друг друга, всерьез схлестнулись российский и американский кинематограф. Итак, чем же запомнится нам уходящий киногод?
1. «Трудно быть богом»
Картину покойного Алексея Германа доделывал и представлял его сын, работа была завершена к концу 2013 года, а широкой публике представлена в феврале 2014–го. Напряженное ожидание встречи с чем–то великим вылилось в не менее напряженные и мучительные переживания в зрительном зале. «Мне страшно, но я иду на фильм, потому что не имею права не пойти», — подобные реплики звучали достаточно часто. После просмотра же многие возмутились: мол, какая у Стругацких романтическая была повесть и какой ужас сделал из нее Герман–старший! Закошмарил зрителя и все испортил.
Герман же увидел в романе как раз то, что было заложено в книгу авторами: беспросветную грязь Арканара и высокомерное, переходящее в ненависть презрение самого Руматы к жителям отсталой планеты. Благородный дон, если вчитаться, на редкость самовлюбленный и неприятный тип. Трудно быть богом, и у Руматы–Антона не получилось. А Герман лишь показал это с беспощадной наглядностью. И Леонид Ярмольник сыграл, без преувеличения, блестяще.
2. «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
Почтовая элегия Кончаловского завершает трилогию деревенских фильмов режиссера. Картина как яркий представитель фестивального кино по нраву далеко не всем. Кого–то раздражают непрофессиональные актеры, кого–то — псевдодокументальная стилистика и неторопливость повествования (что поделать, сегодняшний зритель требует блокбастеров и бесконечного экшна), практически все хвалят архангельские пейзажи и музыку Эдуарда Артемьева.
Полярность мнений о «Белых ночах» — от искреннего восторга до резкого неприятия — говорит сама за себя: совершенно реальный деревенский почтальон Тряпицын в историю кино вошел и прочно в ней обосновался. И при том что работа Кончаловского действительно сложна даже для подготовленного восприятия, мастерство режиссера впечатляет. Можно любить или не любить его фильм (в конце концов, многие совершенно искренне не любят Тарковского — тяжел, непонятен и длинен), но тот факт, что картина состоялась, не отменить.
3. «Белые росы–2. Возвращение»
Первый за год игровой фильм «Белые росы–2. Возвращение», снятый на «Беларусьфильме», ждали кто с нетерпением, кто обреченно: с одной стороны, сегодня популярны римейки и продолжения стародавних историй, с другой — сама перспектива их появления многими расценивается как кощунство. В «Белых росах–2» этот нервирующий эффект сглаживается тем, что сценарий писал тот же драматург — Алексей Дударев и даже ненадолго появляется Николай Караченцов со своим фирменным «Маруся, я пришел» — самым, пожалуй, трогательным эпизодом фильма. Актерская команда из Юозаса Будрайтиса, Андрея Мерзликина, Анны Полупановой и «кобры» Ирины Егоровой–Ковриго тоже постаралась на славу.
Перелистывая страницы
Если подводить «книжные» итоги года в Беларуси, придется говорить и о хорошем, и о печальном. Интересного было много: акция «Лето с хорошей книгой», во время которой состоялось столько увлекательных встреч юных читателей и писателей, День белорусской письменности и печати в древнем Заславле, встреча писателей с Президентом, в которой принимали участие члены разных творческих организаций, открытие в Минске книжного магазина нового типа на улице Сурганова. Печальное — прежде всего утраты, из которых главная — смерть народного поэта Рыгора Бородулина. Не обрадовали озвученные цифры, свидетельствующие, что круг читателей белорусскоязычной книги все сужается, — и это повод не столько для размышлений, сколько для настойчивой, креативной работы. Открыли первый в стране памятник поэту Максиму Танку — зато из–за каких–то непонятных местных финансовых недоразумений «ушел» с постамента бронзовый герой поэмы «Тарас на Парнасе». Но главное — все же книги!
1. Факсимильное издание Туровского Евангелия
Еще один проект стал настоящим событием. Туровское Евангелие — самый древний книжный памятник Беларуси и один из древнейших в Восточной Европе. Он создан еще в XI веке и найден в 1865 году в Турове... в ящике из–под угля. Оригинал, написанный каштановыми чернилами, уставом на пергамене, сохранился десятистраничным фрагментом и находится теперь в библиотеке Академии наук Литвы в Вильнюсе. Знатоки уверяют, что по значимости для нашей культуры он не уступает Слуцкому Евангелию и Кресту преподобной Евфросинии Полоцкой. Так что проект по переизданию памятника в виде факсимиле — это очень значимо! На воссоздание рукописи ушло пять лет. Раритет вышел тиражом 500 экземпляров с соблюдением всех особенностей оригинала и в сопровождении исторических и книговедческих комментариев. Инициатором переиздания стала Национальная библиотека Беларуси.
2. Собрание сочинений Ивана Шамякина в 23 томах
В издательстве «Мастацкая лiтаратура» завершили выпуск собрания сочинений народного писателя Беларуси Ивана Шамякина в 23 томах. Книги Шамякина выходили миллионными тиражами, их читал весь Советский Союз. Но подобное издание — настолько полное, с научными комментариями — осуществлено впервые. Тома составлены по жанрово–хронологическому принципу. Первые выпуски — рассказы, затем — повести и пьесы, затем — романы, статьи, переписка и так далее. Так что читатель может ознакомиться не только с такими общеизвестными, любимыми произведениями, как «Атланты i карыятыды», «Сэрца на далонi», «Гандлярка i паэт», «Шлюбная ноч», но и с малоизвестными и даже с текстами, которые печатаются впервые. Особенно это касается, пожалуй, прозы последних лет жизни писателя, когда в нелегкие 1990–е резко упали тиражи книг и интерес к высокой литературе. Ну а из дневниковых записей и переписки классик предстанет перед вами как интересный человек со своими слабостями и достоинствами.
3. Энциклопедия «Культура Беларуси»
Отличились и энциклопедисты. В издательстве «Беларуская Энцыклапедыя iмя Петруся Броўкi» увидел свет пятый том энциклопедии «Культура Беларуси». Это современный универсальный справочник, охватывающий довольно обширную сферу: культурология, эстетика, литературоведение, языкознание, изобразительное искусство, музыка, театр, кино, архитектура, цирк, эстрада и так далее. Сотни статей, сотни иллюстраций... Кроме того, это первое издание, в котором можно найти сведения о народных коллективах, звездах самодеятельного искусства. Можно здесь прочитать и об уникальных рисованных коврах, которые упоминаются в Беларуси уже в конце XIX века, о рушниках и о древних белорусских народных танцах, элементах национальной одежды и играх, в которые играли наши предки.
Советская Белоруссия №243 (24624). Суббота, 20 декабря 2014.