«Гэты цудоўны зялёны гарадок па калена ў белым пяску на беразе Дняпра застаўся самым мiлым i дарагiм сэрцу ўспамiнам...» Так писала о Рогачеве известная писательница Алена Василевич. Здесь, на фоне живописных тенистых улиц, разворачивались события ее книг.
Впрочем, наверное, в какой белорусский город, в какой район не приедешь — найдется, что процитировать, ведь кому–то из творческих людей он был дорог. Земля наша талантлива, повсюду звезды рассыпаны. Тем и хорош День белорусской письменности, путешествующий по стране, что заставляет пристально вглядываться в знаки на литературной карте, вспоминать: а кто же в этих вот местах творил, чьи имена связаны с историей края?
«Жыў сабе год чатырыста назад у беларускiм горадзе Рагачове небагаты, але добрага роду дваранiн па прозвiшчы Гервасiй Вылiваха...»
Узнаете? Начало культовой повести Владимира Короткевича «Ладдзя Роспачы». Главный герой — бедный, но жизнелюбивый белорусский шляхтич — побеждает саму Смерть! И именно здесь, на Рогачевщине, он сорвал с куста цветок шиповника, спасший его в потустороннем мире. Потому что было это — воплощение самой жизни и Беларуси. А как Короткевич описывает древний Рогачев и его окрестности! Вот компания рогачевцев, дружков Гервасия: «У багатых, але пацёртых уборах, светлавокiя, заўсёды на падпiтку. Вакол лiрны гуд i дудны роў. На сёдлах — жанчыны. На плячах — сокалы». А вот природа и ремесла: «На балотах свiязi, кражныя чагронкi, гразавiкi, сярухi, шылахвосцi. У рэках судакi, калекi, або балабы, самы, сiклы ды мiроны, падусты, выразубы, язi ды галаўнi, ляшчы ды бялёзны, страдалы, гусцёркi, свiннi вадзяныя, сцярлядкi ды шчупакi. I з iншым неяк абыходзiлiся. У той час Магiлеў з Рагачовам нават у Маскву пастаўлялi гатовае адзенне. Краўцоў было — грэблю масцi».
Не зря Рогачев угадывается и в других произведениях Короткевича. Здесь его дед с материнской стороны Василь Гринкевич поставил дом, где внук был частым гостем. Мечтал, творил, любовался пейзажами...
Так же, как один из «отцов» белорусской литературы Ядвигин Ш., он же — Антон Левицкий.
Тоже отсюда родом, из имения Добасня.
А без Ядвигина Ш. не состоялся бы, возможно, Янка Купала — именно старший друг посоветовал писать не на польском, а на белорусском, снабжал книгами.
Железная дорога, проходящая через Рогачев, осталась в литературе благодаря еще одному местному уроженцу, Михасю Лынькову. Семья Лыньковых жила в железнодорожной будке на Старосельском разъезде у города. Так что Миколка–паровоз, герой хрестоматийной повести Лынькова, также из здешних мест.
А поля Рогачевщины помнят шаги молодого агронома Миколы Сурначева, впоследствии ставшего студентом литфака. Наверное, и во время своих агрономических странствий Микола Сурначев сочинял стихи. Он погиб в двадцать шесть под Берлином 20 апреля 1945 года. Самое известное его стихотворение написано на Западном фронте в 1941–м: «Нiколi не ехаць хлапцу маладому да блiзкага гаю, да роднага дому...»
Впрочем, если искать литературные корни столицы нынешнего Дня белорусской письменности, то мы можем углубиться аж в XII век: именно тогда первое упоминание о городе встречаем в знаменитой Ипатьевской летописи. Те, кто 4 сентября приедет на День белорусской письменности в этот старинный город, убедятся, что не зря Короткевич описал, как Гервасий Выливаха покоряет здесь гордую королеву Бону. Король Жигимонт Старый подарил Рогачев невесте–итальянке Боне Сфорца, и хотя замок, построенный золотоволосой Боной, не сохранился, есть Замковая гора.
А еще, по свидетельству Ивана Шамякина, рогачевцы находят свои черты в некоторых героях другого знаменитого земляка — Андрея Макаенка.
В эти выходные в Рогачеве будет везде звучать белорусское художественное слово. Вспомним тех, кто жил и прославил родную землю, встретимся с теми, кто ныне живет и творит.
Ведь еще одна прелесть Дня белорусской письменности — возможность познакомиться с писателями–современниками. Не упустите ее!
cultura@sb.by
Советская Белоруссия № 168 (25050). Пятница, 2 сентября 2016