Конкурсная борьба за призы XXII Минского международного фестиваля в самом разгаре. Дождь, хмарь и ноябрьский сплин действуют на киноманов своеобразно — они ходят и ходят на фестивальные картины, пробиться в эти дни на удачную премьеру крайне сложно, всюду аншлаги, но возможно. За выходные мы посмотрели и выбрали для вас те хиты, которые нельзя пропустить. И что наиболее существенно — их можно (билеты еще есть) и нужно посмотреть на фестивальной неделе.
Что: «Белорусский психопат»
Режиссер: Никита Лаврецкий, Беларусь.
Где и когда: 11 ноября. К/т «Мир» (зал № 2), 15.30.
В это сложно поверить, но фильмы национального конкурса на нынешнем фестивале у зрителей вызывают небывалый интерес. Кинотеатр «Победа», где проходят премьеры, трещит по швам. Молодежь ходит на Лаврецкого, Кутило и Юркевич, как, наверное, в 60–х модники Франции бегали на фильмы режиссеров новой волны. Никита Лаврецкий — чудесный мальчик, ему 21 год. В кино пришел из ниоткуда: окончил факультет прикладной математики БГУ и сейчас математику и преподает в Лицее БГУ. Свой новый фильм «Белорусский психопат» Никита снял за два дня при помощи одной цифровой камеры и двух диктофонов. Бюджет картины — 400 тысяч рублей (столько стоили обеды для съемочной группы). Смонтирован фильм на ноутбуке. Можете себе представить его качество, тем не менее это шедевр. Никита дает отлуп, по его собственному выражению, «бета–мужчинам», которые, по сути, ни на что не годны. Как правило, это фотографы или видеографы, которые много путешествуют, много снимают и размещают свои «очень красивые картинки» в блог.
Главного героя фильма «Белорусский психопат» Никита играет сам. Его присутствие в кадре — основной успех ленты. Как все чудаковатые, Лаврецкий фактом своего существования оживляет унылый пейзаж этой кустарной черно–белой ленты. Зрители смеются в тех сценах, где Никита выразительно молчит, когда он говорит — ржут в голос, а если танцует ритуальный танец — зал долго и продолжительно аплодирует. Словом, критики называют Никиту Лаврецкого одним из лучших молодых режиссеров. От себя добавлю: ему бы Сергея Сельянова в продюсеры — и мы бы получили нового Алексея Балабанова, только в национальном кино.
Что: «Демон»
Режиссер: Марцин Врона, Польша.
Где и когда: 10 ноября. К/т «Пионер», 21.00.
Если помните, на «Лiстападзе–2013» главный приз выиграла лента польского режиссера Павла Павликовского «Ида», впоследствии оскаровский лауреат. Речь в фильме шла о польско–еврейских взаимоотношениях времен Второй мировой войны, о коллективной памяти и Холокосте. Молодой поляк Марцин Врона в «Демоне» ступает на ту же территорию, через легенду о Диббуке — заблудшей душе, которая не может расстаться со своим земным существованием. Картина приглашает зрителей обсудить польские мифы, порой смешные, вроде того что «раньше на земле была одна только Польша, а потом ее растащили». Но бывают мифы и пострашнее, в частности, о присвоенном еврейском имуществе и о том, как быстро люди предпочли забыть и не вспоминать о трагедии своих бывших соседей.
В первых кадрах «Демона» звучит музыка Кшиштофа Пендерецкого, что немедленно превращает происходящее на экране в фильм ужасов, леденящий кровь. Главную роль исполняет божественной красоты Итай Тиран, самый популярный на сегодняшний день актер театра и кино в Израиле. Это ему придется в картине впустить в себя заблудшую душу еврейки Ханы и — без грима и спецэффектов — так искусно перевоплотиться, что все кинозрители в зале вожмутся в кресло. И на десерт: после выхода фильма на экраны режиссер Марцин Врона покончил жизнь самоубийством, что навсегда придало его последней работе — «Демон» — особый знак и привкус.
Что: «Урок»
Режиссер: Кристина Грозева, Петер Вылчанов, Болгария.
Где и когда: 11 ноября. К/т «Пионер», 19.00.
Когда Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров FIAPF предоставляла «Лiстападу» аккредитацию FIAPF, подразумевалось, что наш фестиваль будет ежегодно представлять максимально полную картину кинематографа стран бывшего социалистического блока. Миссия, как мы теперь понимаем, довольно выигрышная: наши соседи, как и мы, все еще далеки от прибыльных коммерческих проектов, поэтому в кино способны на кураж и поиск и смелый эксперимент.
В болгарской ленте «Урок» камера буквально по пятам преследует главную героиню — учительницу Надежду. В один день она попадает в финансовую ловушку, от которой мы все не застрахованы. Фильм о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя выходить замуж за кретина, упаси вас бог связываться с банковскими кредитами и совсем уж последнее дело — брать деньги в долг под проценты у частных лиц мафиозной наружности. Надя, к несчастью, решает пройти весь этот квест до конца. Развязка истории сильная и внезапная. Фильм участвует в основном конкурсе «Лiстапада».
КРОМЕ ТОГО
Обратите внимание: сегодня в к/т «Москва» дают две российские премьеры «Спасение» Ивана Вырыпаева и «Страну Оз» Василия Сигарева. В к/т «Центральный» в 21.40 нельзя пропустить мастер–класс от Апичатпонга Вирасетакуна — фильм «Кладбище великолепия». Завтра там же в 18.30 «Ловушка» гениального филиппинца Брийянте Мендоса, картину представляет зрителям сам режиссер. А в «Москве» в 20.30 — «Шнайдер против Бакса» голландского режиссера, чья фамилия слишком известна, чтобы ее не замечать, Алекс ван Вармердам. Удовольствие для глаз продолжается.
viki@sb.by
Советская Белоруссия № 217 (24847). Вторник, 10 ноября 2015