В январе 2011 года Совет Министров утвердил госпрограмму «Замки Беларуси». Завершиться она должна в 2018–м. К тому времени будут облагорожены и восстановлены 38 объектов. Таковы намерения. Но они, скорее всего, не осуществятся в полном объеме. К сожалению, разработчики программы не учли экономических трудностей, из–за которых финансирование восстановления старинных построек теперь местным властям и Министерству культуры не всегда под силу. Но не будем торопить события, а посмотрим, что и где планируется сделать в этом году.
В 7 замках по госпрограмме должны идти работы по реконструкции и приспособлению. Вот результаты.
МИР. В декабре 2010 года замок, где завершились реставрационные работы, был открыт для публики. В 2012–м археолог Андрей Метельский провел раскопки на месте итальянского сада, обнаружив остатки дорожек XVIII века. В УП «Минскпроект» сделали чертежи для реставрации природной среды. В планах — возродить еще и английский парк.
НЕСВИЖ. В июле 2012 года дворец Радзивиллов отворил двери всех залов. Ведутся работы по благоустройству прилегающих парков.
РУЖАНЫ. Еще месяц назад научный руководитель историко–культурной ценности «Ружанский дворцовый комплекс Сапегов» Владимир Казаков с сожалением констатировал: выделено лишь 600 миллионов рублей на продолжение реставрации Театрального корпуса. А требуется от 3 до 5 миллиардов в год, чтобы завершить восстановление здания. И вот — хорошая новость: из республиканского бюджета направлено 2 миллиарда, такой же вклад ожидается из казны Брестской области.
Ружаны
ГРОДНО (Старый замок). В 2014 году из областного бюджета потратили 2 миллиарда рублей, чтобы начать реконструкцию крепости. Специалисты института «Гродногражданпроект» и научный руководитель Владимир Бачков занимаются инженерными исследованиями, проектированием первой очереди. К сентябрю должны все закончить. Выделено на это еще 5 миллиардов. Всего на восстановление резиденции великих князей и королей нужно около 1,5 триллиона. Первая очередь: восстановление прежнего вида въездных ворот и галереи рядом, одной из башен. Вторая: реконструкция дворца. Третья: воссоздание стен над берегом Немана. Главный инженер «Гродногражданпроекта» Рышард Кацынель рассказал, что уже исследована часть стен. Будут разбирать фрагменты кладки, закрывающие слой XVI века, чтобы открыть облик резиденции времен Стефана Батория. Именно в то время она имела самый роскошный вид, а позже пришла в упадок.
Гродно
ЛИДА. К «Дажынкам–2010» замок спешно ремонтировали. Реставрацией эти работы, как считают специалисты, называть некорректно. По госпрограмме предстоит то, что обычные рабочие сделали криво, исправлять, в частности — галереи вдоль стен. Нужно также восстановить хозпостройки во дворе.
ЛЮБЧА. С 2003 года ежегодно здесь ведутся работы по восстановлению башен и стен под эгидой фонда «Любчанский замок». В них участвуют волонтеры из Беларуси и зарубежья.
КАМЕНЕЦ. Научный руководитель Владимир Казаков полагает, что здесь осталось сделать всего ничего: законсервировать кровлю и зубцы башни XIII века. На это вполне должно хватить 50 миллионов рублей. Осталось их дождаться из бюджета Брестской области.
7 объектов сохранились частично, и их руины должны быть законсервированы. Среди них:
НОВОГРУДОК. В декабре 2014 года была полностью завершена консервация Костельной башни. Она укреплена, и ей уже не грозит обвал с крутого склона Замковой горы. Средства на этот год пока ни из республиканского, ни из местного бюджета не выделены. Научный руководитель работ Сергей Друщиц, несмотря на отсутствие финансирования, делится планами: «Подготовлена документация на консервацию 3 башен: Дозорной, Посадской, Малой. Для этого у «Белреставрации» есть и техника, и специалисты. В этом году хотели бы сделать проект реконструкции башни Щитовка и создания в ней музея. Ждем денег». По сведениям из Министерства культуры, средства поступят.
Новогрудок Фото БЕЛТА.
КРЕВО. Из бюджета Гродненской области выделено 259 миллионов рублей, из которых 200 миллионов поступят во втором квартале. По словам Владимира Синявского, научного руководителя объекта, замдиректора проектного филиала ОАО «Белреставрация», им еще должны 74 миллиона — за экспертизу архитектурного проекта реставрации и консервации крепости. А на выделенные в этом году средства смогут лишь подготовить строительный проект консервации башни и консервации с частичным воссозданием одной из оборонительных стен. В общем, в Крево рабочие, которые будут восстанавливать архитектурный памятник, придут не ранее 2016 года.
ГОЛЬШАНЫ. Здесь ситуация складывается неплохо. Галина Балинская, начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Ошмянского райисполкома, поделилась подробностями: «В этом году начнется реставрация северной башни. Деньги из республиканского бюджета выделены, правда, только на III — IV кварталы. Всего 400 миллионов. Мы готовы раньше начать работы, за свой счет. В прошлом году благоустройством территории замка Сапегов занималась одна из ошмянских строительных фирм — в кредит, потом затраты им компенсировали. Работы ни в коем случае не остановятся — иначе потеряем архитектурный памятник». Кстати, в 2013 — 2014 годах из госбюджета на консервацию «черного замка», воспетого Владимиром Короткевичем, было потрачено около 4 миллиардов рублей.
БЫХОВ. По программе «Замки Беларуси» в этом году сюда не поступит ни копейки. Тем не менее работы в бывшей резиденции Сапегов продолжатся. Замдиректора могилевского Центра по реставрации Вера Баксан рассказала о планах: «По госпрограмме «Культура Беларуси» в III — IV кварталах должны получить 233 миллиона рублей и еще дополнительно вне программ — 180 миллионов. В этом году хотелось бы закончить отделку 2 башен, в которых должна открыться музейная экспозиция, но, вероятно, ранее следующего года это не случится». Остальная часть замка будет оставаться законсервированной — пустующей с замурованными окнами. Нужны дополнительные исследования и разработка проекта для реставрации в перспективе. Сейчас Быховский райисполком пытается найти инвестора для продолжения работ.
Быхов ФОТО www.zamki-mira.livejournal.com
Там, где сохранились лишь незначительные остатки замковых построек, они будут выявлены, а территория вокруг благоустроена. Таких объектов 19. Среди них:
ЗАСЛАВЛЬ. Еще в прошлом году к Дню письменности накрыли стеклянным навесом остатки въездных ворот на территорию бывшей крепости.
ГЕРАНЕНЫ. Законсервированы остатки стен резиденции князей Гаштовтов, где жила некоторое время Барбара Радзивилл.
СМОЛЯНЫ. 10 километров от трассы М1 — и вы у живописных руин. Рядом — деревянная церковь XVIII века, руины костела и монастыря той же эпохи. Их судьбой сейчас обеспокоен научный руководитель Евгений Колбович. В этом году он завершит разработку научно–проектной документации, на основе которой потом законсервируют остатки цитадели, а бывший монастырь приспособят под мини–отель: «Только тогда здесь сможет развиваться туризм, потому что у людей должна быть возможность остановиться, поесть. Однако и теперь я встречаю в Смолянах машины с российскими, польскими номерами. Интерес к этому месту есть не только в Беларуси, но и за рубежом».
Смоляны
Подытожим. Из сохранившихся замковых построек больше всего повезло принадлежавшим Радзивиллам — они восстановлены (Несвиж, Мир). Только в последние годы сдвинулось дело с мертвой точки во дворцах Сапегов — в Ружанах, Гольшанах, Быхове. Не оставлены без внимания бывшие резиденции великих князей литовских в Лиде, Крево, Гродно.
Главная ли проблема возрождения старинных крепостей — деньги? Как показывает наш обзор, если у местной власти есть желание развивать туризм, воспитывать патриотизм, то и средства на это находятся. И еще одна тенденция становится очевидной: невозможно разрушавшееся веками поднять за пару лет. Но если не бросать начатое на полпути и стремиться к цели, то результат будет. Мир, Несвиж, где счет посетителей за последние годы идет на миллионы, тому пример.
Кстати
На 5 объектах должны быть музеефицированы остатки строений под землей. Например, в Минске и Турове собираются создать павильоны над фундаментами построек XI — XIII веков. В деревне Рыжковичи Шкловского района, на территории которой когда–то находился Шклов, вот уже несколько лет ведутся раскопки под руководством Ольги Левко. В Глуске местный замок частично поврежден современной застройкой, но уцелели несколько оборонительных бастионов.
Компетентно
Игорь Чернявский, начальник управления по охране историко–культурного наследия Министерства культуры:
— Реализация госпрограммы «Замки Беларуси» сопряжена с трудностями не только финансового характера. На некоторых объектах нет научного руководителя. В Мяделе еще идут исследования, и мы ждем результатов работы археологов. В Браславе следует благоустроить территорию, чтобы туристы чувствовали себя там уютно. В Тельмане (Брагинский район) нужно высечь кусты. В Логойске, к сожалению, пока ничего не сделано. Полагаю, что если осуществить задуманное по 38 замкам и замчищам не удастся к 2018 году, то есть смысл продлить действие госпрограммы или разработать новый документ. В любом случае уже сделан огромный шаг вперед. Многие сооружения, которые десятилетиями рушились, наконец, восстановлены или осуществляется разработка проектов их консервации и реставрации.
vk@sb.by
Советская Белоруссия № 68 (24698). Пятница, 10 апреля 2015