История одной фотографии Пимена Панченко

Автограф поэта

В сорок втором году на фронте двадцатипятилетний Пимен Панченко написал возвышенные и горькие строки о нашем городе. Может быть, это лучшие стихи о Минске. Их можно прочесть в его многочисленных сборниках. Я приведу лишь два четверостишья — первое и последнее. По ним сразу становится понятен уровень поэзии.

Ляжыш ты, мой горад,
                  як волат, распяты

На пыльным крыжы
                      беларускiх дарог.

Нянавiсць, i гора, i прагу 
                                  расплаты

Сабраў ты па кроплi 
                     i ў сэрцы збярог...

Калi ж не дайду, 
              а сажне мяне куля, —

Памерцi ўсё ж такi 
                             будзе лягчэй,

Апошнi раз кiнуўшы 
                      ў бок тваiх вулiц

Пагляд прадсмяротны 
                   журботных вачэй.


Поэту повезло — он уцелел и, пройдя тяжелую и долгую войну, вернулся в Минск.

Я познакомился с Пименом Емельяновичем в год его семидесятилетия, когда участвовал в съемках программы, заказанной Центральным телевидением. Снимали долго. Наши артисты читали его стихи разных лет. Поэт рассказывал о своем творческом пути, о друзьях–товарищах, вспоминал, иногда беззлобно шутил сам над собой...

После съемок народный поэт пригласил всех в гости. Встретил нас в белой рубахе с немного смущенной улыбкой и принялся усаживать за большой стол. Сразу же попросил чувствовать себя как дома и не стесняться.

Сидели долго, выпивали, закусывали. Хозяин квартиры шутил, изредка переходил на русский язык, и слова звучали забавно с белорусским акцентом.

Потом, когда пришло время расставаться, он всем, кто работал над фильмом, принялся подписывать свою только что изданную книгу. Спрашивал имя, фамилию, улыбался и простенькой шариковой ручкой неспешно и, как мне показалось, очень ответственно выводил добрые пожелания. Та книга «Прылучэнне» у меня осталась. Это было 7 июля 1987 года.

Евгений Коктыш снимал Пимена Панченко несколько раз. В его архиве есть уникальное фото, на котором поэта встречают хлебом–солью земляки в Бегомле. Все официально, торжественно, только вот Пимен Емельянович так растрогался, что по–настоящему расплакался. Слезы текут... Слишком та фотография личная, интимная.

Я выбрал иную. Поэт сосредоточен, задумчив... Может, сочиняет стихи.

ladzimir@tut.by

Советская Белоруссия № 61 (24943). Суббота, 2 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter