Команда Объединенных Арабских Эмиратов стала настоящим открытием XI Рождественского турнира любителей хоккея. Словосочетание «арабский хоккей» способно вызвать ухмылку на лице самых суровых завсегдатаев ледовых коробок. Не меньшей экзотикой выглядят и облаченные в шлемы смуглокожие бородачи. Однако, по убеждению Виталия Савко, эти стереотипы уже давно имеют мало общего с реальностью: в хоккей сегодня играют в таких местах, которые большинство болельщиков с трудом отыскали бы на карте. Савко знает, о чем говорит. Начав свой хоккейный путь в Новополоцке, он объехал несколько европейских чемпионатов, прежде чем осесть в Арабских Эмиратах, где вот уже восемь лет совмещает выступление за команду Аль–Айне с тренерской работой.
— Виталий, для многих появление арабской команды среди участников хоккейного турнира стало сюрпризом. А ваши парни, судя по всему, даже расстроились, что не смогли стартовать с победы...
— Хоккей в Эмиратах развивается уже лет 15. И довольно успешно. Поначалу, конечно, эти попытки были похожи на какое–то шоу, но сейчас ОАЭ признаны Международной федерацией хоккея, а сборная играет в Азиатских Играх и на чемпионате мира в группе «С». Хотя, когда я первый раз приехал в Эмираты, то был уверен, что это какая–то шутка. Но в результате задержался на четыре года. Потом, правда, на три сезона вернулся в Беларусь, но в итоге все равно оказался на Востоке. Потому что старание и желание развивать что–то новое позволяют арабам творить настоящие чудеса. Сегодня там, например, есть и сборная, и лига, и школа, в которой тренируются дети различных возрастов. Система!
— А играют–то где? Там ведь песок сплошной...
— У них есть ледовый дворец... Нет, два ледовых дворца, в которых можно играть официальные матчи. Плюс несколько площадок попроще. Многие из них вообще «канадского» размера, не везде есть трибуны, но этого, в принципе, хватает. Конечно, пока уровень не тот, к которому мы здесь привыкли, но они стараются прогрессировать. Приглашают игроков из Финляндии, в полулюбительской лиге Дубая играют канадцы, американцы... Не звезды — у большинства за плечами только университетский опыт. Но в одном Дубае таких команд штук 10 наберется.
— В команде, которую ОАЭ выставили на нынешний турнир любителей хоккея, также много неарабских имен...
— Да, арабский хоккей достаточно интернациональный. Вынужденная мера, на которую пошли ради максимально быстрого развития. В национальной сборной — только арабы. Но набрать доморощенных игроков на все команды пока просто нереально. Вот и играют легионеры.
— Белорусов много?
— Сейчас я один остался. Раньше Юра Файков был, но ему запрещали играть. Говорят: слишком сильный. Серьезно: они стараются поддерживать более–менее одинаковый уровень соперников, чтобы была интрига и, соответственно, рост мастерства. Так что Файков в основном тренировал. Кстати, в свое время именно благодаря ему и я в Эмиратах оказался. Мы вместе выступали в Сербии. Его и еще пару наших парней как–то пригласили в Дубай на турнир. Потом им понадобились еще игроки. Предложили мне. Как раз на турнир в Малайзию нужно было лететь. Я говорю: «Конечно, я не против слетать!» Так и втянулся...
— Еще бы: на фоне местных вы, наверное, себя просто богами клюшки чувствовали.
— Естественно, уровень отличался. Пытались как–то помогать, подсказывать. Арабов это заинтересовало, предложили контракт. Квартиру снимают, машину дали...
— Отдавали себе отчет, что с точки зрения развития карьеры Арабские Эмираты — это тупик?
— Конечно. Но, во–первых, в то время в белорусском хоккее также проблем было предостаточно. Денег не было. Я ведь тогда как думал: съезжу, сезон пересижу там, заработаю... Когда потом через пять лет вернулся в белорусский чемпионат, пришлось многое вспоминать заново. Уровень здесь заметно вырос.
— В футбольной сборной Люксембурга, помнится, половина состава в свободное от тренировок время работает почтальонами, курьерами и прочими госслужащими. В арабском хоккее, подозреваю, ситуация похожая?
— Почтальонов там нет. В основном у каждого свой семейный бизнес, который передается через поколения. Я никогда не спрашивал, но очевидно, что для людей хоккей далеко не основной заработок в жизни. Да и на площадке нередко встречаются очень известные в Эмиратах фамилии. Но хоккей для них — это и не совсем хобби. Скорее проект, который им интересно развивать и, как ни пафосно это прозвучит, возможность сыграть за свою страну. Там это, поверьте, не пустой звук.
— Среди арабских детей много желающих заниматься хоккеем?
— Многие родители на хоккей все еще смотрят с недоумением, но времена меняются. Нюанс в работе заключается в том, что группы в основном разновозрастные. Там прийти в спортивную секцию парень может и в 8 лет, и в 15. Никто не скажет, что уже поздно. В результате на площадке может оказаться весьма разношерстная группа детей. Но их всех объединяет интерес. Они хотят этим заниматься, да и долларов в глазах нет: о будущих зарплатах никто не думает.
Фото автора
Советская Белоруссия № 2 (24632). Вторник, 6 января 2015