О том, что бразильцы предпочитают футбол "Формуле-1", можно легко догадаться, если попадешь в Бразилию за пару недель до начала их собственного Гран-при. Оказывается, что телевизионные трансляции "Больших призов" местный канал "Глобо" ведет только с тех автодромов, которые не находятся в Америке. А вот этапы в Канаде, США, Мексике, совпадающие по времени с традиционными воскресными матчами национального чемпионата по футболу, просто игнорируются. Свидетелем этого феноменального подхода бразильских коллег к освещению событий "Больших призов" мне пришлось быть уже дважды: в прошлом году это был Гран-при в Остине, а в этом — Гран-при Мексики, которые предшествовали бразильскому этапу. Канал "Глобо" даже не показывал их затем в записи, как будто их и не было вовсе в календаре. Пришлось ждать помощи от интернета, чтобы затем уже в записи смотреть трансляцию этих гонок.
Так что истинные местные любители автоспорта запасаются спутниковыми антеннами, чтобы в дни, кода "Большой цирк" Берни Экклстоуна проезжает по Американскому континенту, быть в курсе событий, происходящих с "Формулой-1" в соседних странах.
Бразильцы обожают автоспорт, гордятся своими успешными гонщиками, но футбол для них все равно всегда будет оставаться на первом месте. Он более доступен, в мяч играют все мальчишки и взрослые всех возрастов.
Что еще поражает в Сан-Паулу, в пригороде которого находится автодром "Интерлагос", так это полное отсутствие внешней рекламы о Гран-при Бразилии. Как будто "Формула-1" и не приезжает сюда каждый год приблизительно в одно и то же время. Даже в окрестностях самого автодрома понять, что должно состояться такое важное событие, как Гран-при, вы сможете лишь с пятницы, когда многочисленные полицейские начинают организовывать движение по специальной, давно отлаженной программе. В остальное время вся реклама бразильского этапа проходит лишь на самом канале "Глобо", которому принадлежит эксклюзивное право на трансляцию "Формулы-1". Благо еще, что вещание на нем бесплатное. Кстати сказать, уличная реклама национального Гран-при отсутствует и в других бразильских городах. Даже в Рио-де-Жанейро, куда мы ездили накануне гоночного уик-энда для встречи с Христом на горе Корковадо, мы не видели ни одного плаката, посвященного автоспорту. Важная деталь: оказывается, возраст статуи Христа, возвышающейся на 710 метров над Рио и по праву считающейся одним из чудес света, совпадает с возрастом Берни Экклстоуна, которому в этом году исполнилось 85 лет.
Обновленный "Интерлагос"
Бразилия встретила на этот раз спортсменов и болельщиков "Формулы-1" жарой и... обновленным автодромом. Но если жара в эту пору года привычна, то вот реконструкция стадиона в Интерлагосе была долгожданным событием. Несколько десятилетий трасса, боксы и паддок этого спортивного сооружения оставались неизменными. Особенно неудобным и устаревшим был паддок. Его размеры не выдерживали никакой критики. Посетителям и журналистам приходилось практически наступать на ноги сидящим за обеденными столами прямо на улице руководителям и сотрудникам команд. Не говоря уже о том, что для интервью и бриффингов в маленьких стационарных моторхомах набивалось людей, как говорится, что яблоку негде было упасть.
После многочисленных переносов сроков начала строительства нового паддока наконец-то в этом году бразильцы все же вынуждены были приступить к обещанной реконструкции. В немалой степени этому посодействовала, очевидно, и Фабиана, нынешняя супруга Берни Экклстоуна, которая сумела-таки с учетом своего богатого опыта в PR-менеджменте убедить соотечественников, что руководство "Формулы-1" всерьез намерено принимать кардинальные меры. Потеря Гран-при на "Интерлагосе" могла бы оказаться невосполнимой для всей Бразилии.
В общем, работы не только начались, но и к началу гоночного уик-энда были полностью закончены в той их части, которая была предусмотрена на этот год. Значительно увеличенная зона для приема гостей, вдвое шире общий проход паддока, новые санузлы, а также внутренние помещения для команд - все это никоим образом не повлияло на присущую ранее главную особенность "Интерлагоса" - близость публики к трассе и автогонщикам.
К следующему сезону обновленный паддок обещают еще и накрыть сверху, чтобы частые в эту пору ливневые дожди не доставляли даже временных неудобств его посетителям. При этом будет организована естественная циркуляция воздуха, что весьма важно, когда за окнами, как правило, стоит жара выше 33 градусов и организация работы кондиционеров на таких больших пространствах становится слишком дорогостоящим мероприятием.
Что до нынешней статистики, то автодром "Интерлагос", насчитывающий около 70 тыс. мест на зрительских трибунах, официально собрал за прошедшие 3 дня гоночного уик-энда 136.410 зрителей. Было продано около 80% мест. С учетом дороговизны билетов (минимальная цена составляет более 140 евро) большинство из них, как правило, раскупалось крупными компаниями и фирмами, предоставляющих потом посещение этого Гран-при как награду за хорошую работу.
Траурная лента
Совпадение пятницы с 13-м числом, что у большинства христиан признано считать несчастливым, в автоспорте тоже имеет свои оттенки. До недавнего времени в "Формуле-1" вообще болидам не присваивались 13-е номера. Повышенный риск в этом виде автоспорта, когда в 50 - 70-е годы редко какой гоночный уик-энд обходился без тяжелых или даже смертельных аварий, сформировал негативное отношение пилотов именно к этому числу. Но когда FIA приняла решение отменить порядковую нумерацию, связанную с результатами предыдущего сезона, и дала право пилотам самим выбирать себе номера на машины на протяжении всей карьеры в "Формуле-1", появился первый прецедент. Венесуэлец Пастор Мальдонадо, бросив вызов всяким суевериям, выбрал себе 13-й номер. Оно бы и ничего, только вот, имея репутацию одного из самых "аварийных" гонщиков, еще и бросать вызов судьбе - это поистине отчаянный поступок.
Но в Интерлагос на этот раз сведения о несчастье пришли не с трассы автодрома, а из далекой Франции. Страшные по своим размерам и цинизму теракты, случившиеся в пятницу в Париже, никого не оставили равнодушными. Уже в субботу в паддоке появились траурные повязки на руках у персонала FIA. А в воскресенье перед гонкой такие же повязки появились на руках у гонщиков. На грузовике, традиционно совершающем круг по трассе в виде парадного проезда пилотов перед трибунами со зрителями, был вывешен французский флаг с траурной лентой. За 15 минут до начала гонки прошла еще и минута молчания пилотов, команд и всех собравшихся на автодроме. Поначалу ее планировалось посвятить жертвам автомобильных аварий, поскольку этот день совпал с международным Днем памяти. Но парижская трагедия скорректировала планы организаторов, минутой молчания участники акции почтили и пострадавших в Париже.
Льюис и Нико
Поскольку чемпионская интрига в этом сезоне уже была исчерпана еще за несколько этапов до приезда в Сан-Паулу, то на первый план выходил вопрос: как будет вести себя Льюис по отношению к Нико в этих оставшихся гонках? Будет ли он помогать напарнику стать вице-чемпионом, чтобы это звание в роли утешительного приза подсластило горькую пилюлю от проигранной борьбы Нико за чемпионство? Или будет по-прежнему тем же неугомонным "плохим парнем" Льюисом, которому борьба и риск на трассе доставляют удовольствие и который способен ослушаться приказов из боксов?
Поэтому когда в субботу на традиционной пресс-конференции пилотов, занявших три первых места в квалификации, на "Интелагосе" мне удалось задать вопрос Льюису Гамильтону, то именно эту тему я и попытался прояснить для себя:
"Льюис, ты уже стал в этом году чемпионом. Но если говорить о завтрашней гонке, какой бы вариант ты предпочел: после первого круга быть первым и без проблем доехать первым до самого финиша? Или на протяжении всей длинной дистанции гонки вести борьбу с 5 или 10 гонщиками и, возможно, быть на финишной черте на втором или на первом месте?"
Ответ Льюиса, на мой взгляд, заслуживает его полного цитирования: "Я бы предпочел сразиться с 5 - 10 гонщиками. Ведь именно такие гонки нравятся зрителям. Стартовать с поула или с первого ряда, устроить короткую схватку с одним соперником - это тоже здорово, но все-таки... Одно из моих лучших выступлений в Бразилии пришлось на 2009 год. Дженсон Баттон здесь выиграл титул, а я стартовал 18-м и сумел прорваться на третье место. Всегда получаешь больше удовольствия, когда постоянно находишься в борьбе. Ведь у соперников разный опыт и разная техника. Приходится задействовать все свое мастерство, "читать" ход гонки. Это мне нравится больше всего, но в "Формуле-1" в силу разных причин такое случается нечасто".
Как оказалось, на следующий день упорной борьбы, которую ждали от Льюиса, мы в воскресной гонке так и не увидели. Нет, Льюис не сдался, напряженное противостояние имело место быть. Вот только результатов оно не дало. Не сумев отыграть в первом повороте позицию у Нико, стартовавшего с поула, Льюис затем надолго повис на фонарях машины напарника. Команда "Мерседес" во избежание конфликта между своими подопечными все 3 пит-стопа проводила с завидной немецкой педантичностью, причем с разницей всего в 1 круг. Росберг заезжал первым, следом за ним заезжал Гамильтон. Механики работали как часы, Нико не совершал ошибок, отлично справляясь с прессингом, и Льюису не оставалось ничего другого, как грустно наблюдать за пилотированием напарника впереди себя.
Попытка что-то изменить (например, перейти на 2 пит-стопа), которую Льюис хотел предпринять вместе со своим инженером, чтобы хоть как-то разнообразить ситуацию, тут же была пресечена командным мостиком. В "Мерседес" не хотели разборок и наверняка последовавших бы потом дискуссий по поводу преференций в пользу одного или другого из своих гонщиков. Поэтому оба пилота были на одной тактике, причем условия были настолько близки, что при одинаковых моторах, одинаковых болидах и одинаково безошибочном пилотировании у Льюиса не было шансов побороться за победу.
Хотя в какой-то момент Тото Вольф вынужден был слегка понервничать. Получив новый комплект шин на последнем пит-стопе, Льюис сократил дистанцию от Нико менее чем на секунду, что позволяло задействовать подвижное крыло ДРС . Но все равно конкретной атаки на Росберга ему совершить не удалось.
По правде сказать, у нас закралось впечатление, что Льюис особенно и не старался это сделать. Словно у него перед глазами был приказ: "Росбергу не мешать". И когда британец понял, что Нико на "Интерлагосе" не собирается совершать ошибок, то он просто уже в конце дистанции отпустил напарника вперед без особой борьбы. Правда, Льюис бросил в эфир фразу: "Я не знаю, как можно обгонять на этой трассе. Кто-нибудь здесь сегодня обгоняет или нет?" Но, видя, что в середине пелотона обгонов было предостаточно, мы с трудом верили искренности чемпиона.
Отдадим должное Нико. Он во второй раз подряд побеждает в Бразилии, и, похоже, эта победа позволит Росбергу вновь обрести себя, поверить в свои силы, чтобы в следующем сезоне попытаться все же выиграть свой первый чемпионский титул.
В целом отсутствие внутрикомандной борьбы у пилотов "Мерседес" и "Феррари", до финиша сохранивших свои стартовые позиции, несколько опреснило общие впечатления о гонке. Но скучным этот этап тоже нельзя было бы назвать, поскольку в середине пелотона шли яростные и упорные бои, так сказать "местного значения". Обгоны, размены позициями, прохождение поворотов, зачастую почти касаясь колесами друг друга, - неоднократно возбуждало зрителей на трибунах, остро и шумно реагировавших на каждое мало-мальское событие на трассе. Тем более что среди гонщиков было двое уроженцев этих мест: дебютант Фелипе Наср и ветеран Фелипе Масса. Правда, ни одному из них не удалось в полной мере продемонстрировать свой талант. Первый не смог на тихоходном "Заубере" удержаться в очковой зоне, а второй, даже финишировав 8-м, был затем дисквалифицирован за несоответствие давления и температуры в шинах его "Уильямс".
Риккиардо и Квят
С учетом того что "Формула-1" в отличие от других формульных дисциплин - это не моносерия, где одинаковые болиды оснащены одинаковыми моторами, основную свою борьбу пилоты ведут все же с напарниками, а не с гонщиками других команд. Только в личном споре с напарником ты можешь доказать, что при прочих равных условиях ты - более быстрый, опытный, талантливый или просто более везучий.
В "Ред Булл" Даниил Квят проводит свой дебютный сезон, пройдя годичную школу молодежной "Торо Россо". Его тезка австралиец Даниель Риккиардо у Кристиана Хорнера завершает уже второй сезон. Причем в прошлом году на его счету были победы в Гран-при и абсолютная победа над тогдашним напарником четырехкратным чемпионом Себастьяном Феттелем. Большую роль в той дуэли сыграли новый регламент и переход на турбированные моторы. У Даниеля получилось гораздо быстрее адаптироваться к новой машине, чем у Себастьяна, для которого прошлый год вышел самым провальным в его гоночной биографии. Правда, в этом году Феттель уже всем доказал, что с его новой командой "Феррари" ему по силам продолжать бороться за титулы. И здесь в Интерлагосе Себастьян был на подиуме, подтвердив свою репутацию лучшего из всех гонщиков, кроме пилотов "Мерседес".
А вот выступление Риккиардо в этом сезоне явно к числу удачных не причислишь. И причиной тому, по всей вероятности, не только слабые моторы "Рено", не позволяющие бороться в авангарде пелотона, но и... молодой напарник Даниил Квят.
Хотя не все с этим могут согласиться, но я остаюсь при своем мнении: пока во внутрикомандной дуэли в "Ред Булл" Квят лидирует.
На Гран-при Бразилии мотористам "Рено" все же удалось настоять на том, чтобы "Ред Булл" поставил их обновленный двигатель хотя бы на одну из своих машин. На предыдущих этапах в США и Мексике Кристиан Хорнер не давал на это своего согласия, поскольку каждая замена двигателя свыше предусмотренных 5 агрегатов грозит потерей 10 мест на старте. А для французских мотористов, использовавших под конец сезона почти все свои жетоны на модернизацию, очень важно было понять, насколько им удалось улучшить свой продукт. Ведь вопрос о возвращении "Рено" в "Формулу-1" в качестве заводской команды на базе нынешней "Лотус" Жерара Лопеса в том числе зависит и от осознания главной вещи: ЕСТЬ ЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ У ЭТОЙ КОНЦЕПЦИИ ДВИГАТЕЛЯ "РЕНО" БЫТЬ МОДЕРНИЗИРОВАННЫМ НАСТОЛЬКО, ЧТОБЫ СОСТАВИТЬ КОНКУРЕНЦИЮ "МЕРСЕДЕС"? Если окажется, что нет, то это означает только одно: нужна новая концепция мотора, а сделать ее всего лишь за зимние каникулы теоретически невозможно. Следовательно, в перспективе минимум еще один год провального выступления французской марки, под каким бы видом она ни вернулась в "Королевские гонки". Подпишется ли под этим ее руководство? Однозначно утверждать сложно.
Новый мотор, который получил на свой болид Риккиардо, на поверку оказался не настолько удачным, чтобы говорить о каком-то технологическом прорыве. Показав в квалификации 9-й результат (у Квята был 7-й), австралиец вынужден был стартовать с 19-го места и к финишу смог отыграть всего 7 позиций. То есть ему не удалось даже снивелировать проигранные в результате штрафа 10 мест.
На этом фоне Даня Квят провел гонку стабильно ровно. Удачный старт позволил ему обойти "Форсе Индия" Нико Хюлькенберга. Правда, более ранний первый пит-стоп индийской команды вывел их подопечного вперед россиянина. Попытки затем Квята обойти немецкого конкурента в борьбе на трассе, не увенчались успехом, хотя Даня на последнем отрезке даже сумел подобраться к Нико на расстояние атаки с помощью ДРС. Увы, моторы "Мерседес", которые стоят на машинах "Форсе Индия", имели преимущество в скорости над двигателями "Рено" на двух длинных прямых автодрома "Интерлагос". И то, что Даня отыгрывал на бразильской связке медленных поворотов, с легкостью потом, как песок сквозь пальцы, уходило на стартовой прямой. Практически Дане даже не удалось провести ни одной реальной атаки на соперника. В итоге он финишировал, как и в квалификации 7-м, увеличив отрыв от напарника в личном зачете до 10 очков.
Кристиан Хорнер остался доволен работой своего российского подопечного, тем более что накануне команда сделала официальное заявление о подаче заявки на участие в следующем сезоне. Информация о двигателях будет сообщена дополнительно, скорее всего, во время заключительного Гран-при в Абу-Даби. Но уже сейчас доподлинно известно, что "Ред Булл" остается в "Формуле-1", и российский пилот Даниил Квят будет выступать в составе австрийской команды.
Автодром "Интерлагос", Сан-Паулу, Бразилия.