«Формула–1» по своему рейтингу устойчиво занимает третье место после Олимпийских игр и мирового футбольного первенства

Модерн в ущерб классике

Чемпионат мира автогонок «Формула–1» по своему рейтингу устойчиво занимает третье место после Олимпийских игр и мирового футбольного первенства. Но если Олимпиада и футбол проводятся раз в 4 года, то вот автоспорт в этом плане гораздо более регулярное событие.


Разделенный по этапам годовой календарь практически с начала марта до конца ноября притягивает к себе внимание многомиллионной армии телезрителей и сотен тысяч болельщиков, предпочитающих хотя бы раз в году побывать на каком–нибудь Гран–при королевы автоспорта. Родившись в Европе, «Формула–1» довольно быстро приобрела не только мировую известность, но и прописку. «Большие призы» с успехом путешествуют по различным странам и континентам. А в последние пару десятилетий эта тенденция настолько космополизировалась, что под угрозой выбывания из календаря оказывались классические автодромы Европы. Более того, эта угроза была не просто эфемерным понятием, которым оперировали при очередном заключении договора ради повышения выплат за право проведения Гран–при. Это была реальная опасность штрафного удаления провинившихся из мира «Больших призов».

С 1997 года Берни Экклстоун, или как его в мире «Формулы–1» с долей таинственности называют Мистер Е, стал единолично контролировать этот весьма доходный бизнес. Разумеется, не напрямую, а через фирмы, фонды и т.д. За 20 лет он неоднократно продавал и покупал обратно акции на это предприятие, всегда оставляя за собой и контрольный пакет, и право решающего голоса. Его талант и авторитет в мире автоспорта неоспоримо высоки, а доходы, получаемые им от любимого занятия автоспортом, ставят Экклстоуна в ряд самых богатых людей в Великобритании.

Несмотря, казалось бы, на преклонный возраст, в 85 лет господин Экклстоун по–прежнему активно ведет дела «Формулы–1», заключая новые договоры, продлевая или аннулируя старые контракты и, собственно говоря, решая судьбы автодромов. Кому быть, кому готовиться прийти в семью королевы автоспорта, а кому и покинуть ее, уйдя в небытие.

И если еще в 1996 году в чемпионате было 16 гонок, из которых 11 проводились на классических европейских трассах, то в календаре на будущий год «большой цирк» со своим переездным «шапито» будет делать по миру уже 21 остановку. При этом на Европу квоты сократились до 9 этапов: Барселона, Монте–Карло, Сильверстоун, Хоккенхайм, Сочи, Будапешт, Спиелберг, Спа и Монца.

Почему же «Формула–1» уходит из Европы? Пропал интерес к этому виду спорта? Отнюдь нет. В Великобритании, например, на последнем Гран–при всего неделю назад 140 тысяч болельщиков обеспечили аншлаг.

Сильный экономический кризис? Так он не в меньшей степени имеет место и в регионах, куда «Большие призы» еще только нацеливают стрелку своего компаса перед очередным путешествием.


Главным аргументом для Берни Экклстоуна являются деньги, которые можно заработать, «присоединив» к календарю чемпионата его детища очередной лакомый кусочек.

А поскольку таких лакомых кусков пирога по всему миру разбросано еще немало, то даже обсуждался вопрос: а не увеличить ли число Гран–при в сезоне до 25? Но здесь уже воспротивились сами команды. Исходя из существующей логистики и инфраструктуры команд максимально возможное число этапов в году может быть не более 21. Иначе придется нанимать дублирующий состав команд, а это весьма значимые расходы, и на это они не пойдут, тем более что в последние годы идет такая активная борьба за экономию бюджетов в «Формуле».

И значит, как только мы слышим об очередной командировке главного архитектора формульных трасс Германа Тильке в ту или иную новую страну, нависает домоклов меч над каким–то действующим автодромом. Ладно еще, когда после нескольких лет бесплодных попыток привлечь турецких болельщиков на стамбульский этап канул в небытие Гран–при Турции. Не очень–то мы и сожалели. Мы почти не заметили ухода Кореи и Индии. А вот когда в этом сезоне «под нож» пошел ни много ни мало, а целый Гран–при Германии из–за финансовых неурядиц в Нюрбургринге, тут уж засуетились многие.

Теперь на очереди может оказаться Гран–при Италии в Монце. Ему на размышление осталось менее двух лет. И даже если в 2022 году эта итальянская трасса в местном королевском парке будет отмечать 100–летнюю годовщину своего существования, она вполне может оказаться без своего главного козыря — «Формулы–1». Не будем забывать, что в затылок автодрому в Монце дышит Имола, где Гран–при Сан–Марино с успехом проводился многие годы, открывая европейскую весну чемпионата. И даже трагические события черного майского уик–энда 1994 года, унесшего жизни Ролланда Ратценберга и Айртона Сенны, сегодня уже не кажутся таким сильным аргументом против возвращения Имолы в чемпионат «Больших призов».

А ведь судьбу Монцы на сегодняшний день решают какие–то 11 миллионов евро — местные власти пока не могут найти достаточно средств. Заметим, это самая низкая ставка за право проведения Гран–при. Говорят, очень жесткий в переговорах Мистер Е, не стесняясь, потребовал от итальянцев даже сумму в 30 миллионов, которая является официально минимальной платой за такое право.

По неофициальным данным, российский этап, как и ближневосточные Гран–при, приносит Берни и К ежегодно более 50 миллионов каждый. Около этого числа идет речь и в привязке к будущему этапу в Баку. И лишь Монако не платит ни копейки за право проведения у себя традиционного Гран–при. Но на то оно и Монако, чтобы иметь такое право.


Календарь на новый сезон еще окончательно не утвержден, но, как показывает практика, вряд ли он сильно изменится на момент официального объявления. Главные изменения в нем по сравнению с этим годом состоят в том, что Гран–при России переносится с осени на начало мая. Тяжеловато придется российским промоутерам, чтобы собрать публику всего спустя полгода после своего второго Гран–при. Но право быть открывателем европейских этапов, которое уже долгие годы оставалось за Барселоной, выглядит привлекательно. Тем более что в России официальные майские праздники традиционно длятся более недели.

Малайзия перенесена на осень в соседство к Сингапуру. Для логистики команд это вполне допустимо, а вот для малазийцев грозит ударить по их доходности, ведь многие их потенциальные посетители предпочтут гламурный Сингапур, чем жару Сепанга. Прошлый год и так доставил малазийским властям множество проблем в связи с авариями самолетов и оттоком туристов.

Сократится большой летний отпуск между Венгрией и Спа. Пойдут ли на это команды, сказать сложно, но, на наш взгляд, им лучше согласиться, чем расширять рамки сезона, потребующие более значимых инвестиций. Ведь напомним: 21 этап — это максимально возможное число. Очко! Дальше уже — перебор.

Предварительный календарь «Формулы-1» на 2016 год


3 апреля — Гран-при Австралии, Мельбурн;

10 апреля — Гран-при Китая, Шанхай;

24 апреля — Гран-при Бахрейна, Сахир;

1 мая — Гран-при России, Сочи;

15 мая — Гран-при Испании, Барселона;

29 мая — Гран-при Монако, Монте-Карло;

12 июня — Гран-при Канады, Монреаль;

26 июня — Гран-при Великобритании, Сильверстоун;

3 июля — Гран-при Австрии, Ред Булл Ринге;

17 июля — Гран-при Европы, Баку;

31 июля — Гран-при Германии, Хоккенхаймринге;

7 августа — Гран-при Венгрии, Хунгароринг;

28 августа — Гран-при Бельгии, Спа — Франкошам;

4 сентября — Гран-при Италии, Монца;

18 сентября — Гран-при Сингапура, Марина Бей;

25 сентября — Гран-при Малайзии, Сепанг;

9 октября — Гран-при Японии, Сузука;

23 октября — Гран-при США, Остин;

30 октября — Гран-при Мексики, Мехико;

13 ноября — Гран-при Бразилии, Интерлагос;

27 ноября — Гран-при Абу-Даби, Яс-Марина.

Владимир ВАСИЛЬЕВ, Матвей МИХАЛЬСКИЙ.

Советская Белоруссия № 130 (24760). Суббота, 11 июля 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter