Как бы ни хотели противники России добиться отмены российского этапа «Формулы-1», первый Гран-при в Сочи все же состоялся. И, на удивление всем, он стал настоящим праздником автоспорта, порадовав тех, кто в это верил, и расстроив тех, кто испугался надуманных страхов и не приехал в прошедший уик-энд в сочинский Олимпийский парк. Команда «Мерседес» вновь была быстрее всех, отметившись почти на всех важных показателях: поул-позишн, первый ряд стартового поля и финиш впереди всего пелотона обоими болидами. В результате -- победа в гонке и право досрочно гарантировать себе Кубок конструкторов.
Приезда российского Президента на открытие первого Гран-при России «Формулы-1» ждали все. Одни с нетерпением, другие с недоброжелательностью. Некоторые наши немецкие коллеги, очевидно, чтобы не изменять сложившемуся у них стереотипу во всем, что происходит в России, видеть только плохое, даже умудрились давать «факты» из серии фантастики. Скажем, увидев несколько кварталов бывшей Олимпийской деревни, подготовленных к продаже, а посему еще не заселенных, журналисты тут же передали своим работодателям в Германию придуманную ими «сенсацию»: «В связи с ожидающимся приездом Владимира Путина власти Адлера выселяют целые кварталы жителей, предпринимаются беспрецедентные меры безопасности, в аэропорту высадилась большая группа военных…» Об этом мне в пресс-центре рассказала другая моя немецкая коллега Агнесс К., которая возмущалась такой лицемерной подачей материала своих соотечественников.
На самом же деле ситуация, напротив, была более чем спокойной и доброжелательной. Действительно, меры предосторожности при входе на территорию автодрома были очень жесткими. Сотрудники контроля просили включать для проверки компьютеры, телефоны, обязательно проходить через «рамку» металлоискателя и т.д. Но если вы летали когда-нибудь самолетами, то эта процедура уже не удивляла. В остальном все было на уровне любого проводимого в Европе Гран-при и других массовых мероприятий. Количество привлеченных для обеспечения порядка полицейских также не поражало. Правда, вместо обещанных немецким читателям «нескольких тысяч военных» нам попались навстречу несколько десятков казаков, одетых с иголочки, как на праздник, и привлеченных в помощь к полиции. К слову сказать, в самом посещаемом европейском городе Париже и в аэропорту, и у подножия Эйфелевой башни, и на Елисейских Полях даже в обычные будни вам обязательно встретятся дежурные военные патрули с автоматами в руках, постоянно прогуливающиеся среди туристов. Не говоря уже о том, как обеспечивается охрана выездов «в люди» французского президента. Естественно, что ни у российских полицейских, ни тем более у казаков в Олимпийском парке Сочи во время Гран-при автоматов Калашникова мы не встречали.
Появление Владимира Путина за полчаса до окончания гонки в президентской ложе прошло незамеченным, лишь мелькнули кадры видеокамер, отметившие его присутствие на автодроме и его встречу с Берни Экклстоуном. А вот когда Президент России вышел к моменту награждения победителей к подиуму, увидевшие его болельщики главной трибуны и те, кто успел добежать сюда по открытой для публики стартовой прямой, не смогли удержаться от восторженной реакции. Скандировали «Спа-си-бо!!!», что не нуждалось в переводе для иностранных журналистов, наблюдающих за всем этим из окон пресс-центра, расположенного над стартовой прямой вблизи площадки подиума. И было вполне понятно, за что именно благодарили болельщики Президента. Ведь этого прихода «Формулы-1» ждали уже несколько десятков лет.
Насколько известно, Берни Экклстоун мечтал о Гран-при СССР еще в начале 80-х годов. И на гонку в Будапеште в 1986 году согласился лишь временно, в качестве первого этапа для своей «экспансии» на социалистический восток. Последовавшие затем стремительные события перестройки и развала Союза отдалили почти на 30 лет мечту мистера Экклстоуна. Но как бы то ни было, сегодня это уже стало действительностью.
После процедуры награждения ко мне в пресс-центре подошел представитель ФИА Пат Б., с которым мы знакомы уже более полутора десятков лет, и выразил удивление, насколько положительной и неожиданной для него, иностранца, была реакция зрителей на появление Президента России.
Согласно запланированному протоколу, в списке награждающих лиц не было Владимира Путина, но это не помешало руководителю государства вручить победные кубки Льюису Гамильтону и техническому директору команды «Мерседес» Падди Лоу.
Позже, уже в паддоке, на мой вопрос об эксклюзивности данного момента британский чемпион ответил, что, помимо короля Испании, принцев Монако и Бахрейна, он не припомнит, чтобы высшее руководство стран, где проводятся современные Гран-при «Формулы-1», вручало призы на подиуме победителям. «Не знаю, станет ли это традицией здесь в Сочи, но было неожиданно и несколько необычно получать кубок из рук самого Президента страны. И мне приятно, что мое имя будет первым написано на почетной доске победителей этого нового автодрома», - возбужденно отметил Льюис Гамильтон.
Праздник не без грусти
Британская команда «Маруся», выступающая в чемпионате с российской лицензией, пока еще не смогла оправиться от случившейся на предыдущем этапе в Сузуки трагедии. Жюль Бьянки по-прежнему в критическом состоянии находится в японском госпитале. Именно этот факт несколько омрачал праздник российского автоспорта в Сочи. На созванной в пятницу пресс-конференции в присутствии руководства FIA были наконец-то показаны запрещенные до сих пор к демонстрации видеокадры аварии Бьянки и даны первые результаты расследования инцидента. Трагическая случайность, приведшая к тяжелым последствиям, поставила на повестку дня проблему контроля за соблюдением гонщиками ограничения скорости в режиме действия желтых флагов. В ближайшее время будут обсуждаться вопросы возможности технического вмешательства руководства гонки в системы управления болидами, чтобы избежать чрезмерно быстрого пилотирования гонщиков при опасных ситуациях на трассе.
В качестве моральной поддержки пострадавшему гонщику команда решила выставить на гонку всего лишь один болид, хотя на Гран-при приехал и резервный пилот Александер Росси. Машина Жюля Бьянки была собрана и готовая к соревнованиям стояла в освещенных пустых боксах «Маруси», показывая, что она ждет возвращения своего хозяина.
We are all supporting you - «Мы все поддерживаем тебя». Эти слова поддержки постоянно присутствовали в районе последнего поворота во время трансляции заездов и гонки. Перед началом гонки пилоты собрались на стартовой решетке вместе, положив перед собой комбинезон Жюля Бьянки, тем самым показывая, что они просят его держаться и что они ждут его возвращения в пелотон.
«Башмак клоуна», или Шедевр от Германа Тильке
Немецкому архитектору Герману Тильке, на счету которого с десяток современных формульных трасс, пришлось нелегко при проектировании сочинского автодрома. Как отметил сам Тильке, отвечая на вопросы журналистов в паддоке Сочи, ему пришлось работать, образно говоря, «со связанными руками». Ведь трассу следовало вписывать в территорию строящегося Олимпийского парка, где размещение объектов инфраструктуры уже было определено заранее. Тем не менее, по мнению архитектора, проект удался, о чем свидетельствуют высокие оценки, полученные как от самих пилотов, так и от участников первого Гран-при России.
Встретившись с Германом Тильке в паддоке сочинского автодрома, я обратился к счастливому от происходящего вокруг него праздника архитектору с вопросом, была ли какая-нибудь у него авторская задумка по поводу рисунка трассы. На этот счет Тильке разочарованно повторил свое мнение по поводу «связанных рук» и ограниченности возможностей. Тогда я повернул рисунок конфигурации автодрома под определенным углом и спросил Германа: «А не напоминает ли это вам башмак клоуна?». Реакция моего собеседника была спонтанной. Он рассмеялся и сказал, что это ему не приходило в голову, но очень метко подмечено. На предложение закрепить данный вывод своим автографом, автор сочинского шедевра автоспорта согласился без промедления.
И еще один момент мы обсудили с Германом Тильке. Насколько удачно скомпонованы трибуны. Дело в том, что, пройдясь традиционно накануне гонки пешком по трассе, мы отметили следующее. На медленных поворотах второй половины дистанции трибуны практически отсутствуют, хотя места для них в этих участках предостаточно. А вот, скажем, трибуна Даниила Квята (названная так в честь российского пилота, участвующего в нынешнем чемпионате за команду «Торо Россо») находится на скоростном участке, где болиды проносятся со скоростью около 280 км/ч. Практически, сидящие на ней зрители за интересными событиями гонки следят только благодаря большим экранам, расположенным напротив трибун. А пролетающие внизу болиды лишь создают фон присутствия на автодроме, едва позволяя различать принадлежность к командам, а не конкретных пилотов.
Немецкий архитектор согласился с мнением, что существующая компоновка действительно выглядит пока не идеальным образом. Но, как отметил Тильке, организаторам Гран-при ничего не мешает достроить к следующему году несколько трибун, если интерес к гонкам возрастет настолько, что понадобятся дополнительные места. Пока же его радует тот факт, что почти все трибуны, за исключением самых дорогих на стартовой прямой, оказались полностью заполненными. А значит, проект удался.
Со своей стороны отмечу, что добавление еще 15 -- 20 тысяч зрительских мест к существующим 55.000, возможно, позволило бы снизить достаточно высокие цены на входные билеты на российский этап. Взять хотя бы практику обустройства дополнительных стоячих мест и мест на трибунах без указания номеров сидений, которая позволяет европейским организаторам продавать десятки тысяч билетов на весь гоночный уик-энд по цене не выше 100 евро. Тем более что места для этого вдоль трассы на второй половине ее дистанции предостаточно.
Но вот вопрос: нужно ли это его организаторам? Хотя инфраструктура олимпийского парка, с пустующими вне рамок соревнований объектами размещения, органично создает полный комплекс, необходимый для проведения подобного рода мероприятий, цены в отелях достаточно высокие. И похоже, что малообеспеченными туристами здесь предпочитают не заниматься, предоставив им самим решать проблемы своего размещения в курортном городе Адлере и его окрестностях.
Гонка или показательные заезды
На фоне общего праздника, которым стал для российских любителей автоспорта Гран-при России, непосредственно сама гонка «Формулы-1», к удивлению многих, прошла в скучной манере. Обещанного множества обгонов, которые позволяет конфигурация автодрома, мы не увидели. Обошлось даже без выезда машины безопасности, что крайне редко случается на подобного рода городских трассах. Комфортная солнечная погода без туч на небе и намеков на дождь позволяла уповать лишь на мастерство пилотов. Оно, безусловно, и имело место. Но гонщики (за редким исключением) обходились без жесткой борьбы, предпочитая довольствоваться своей позицией, чем идти на риск совершить аварию. Возможно, еще довлела над всеми ситуация с Жюлем Бьянки, и пилоты старались пилотировать чуть аккуратнее, чем обычно.
На этом фоне борьба пилотов «младших серий» GP2 и GP3 была куда более зрелищной. Молодежь, как правило, предпочитает бескомпромиссную борьбу, тем более под занавес чемпионата, когда любая гонка может оказаться одной из последних в твоей формульной биографии.
Да и звук болидов этих гонок сопровождения был куда более интересным и впечатляющим, долетая до самых удаленных кварталов Адлера. Чего уж явно нельзя сказать о нынешних турбированных моторах «королевы автоспорта».
Гонка «Формулы-1» оставила впечатление эдаких показательных заездов. Даже в зачетном протоколе почти все команды разместились попарно строго по ранжиру. Исключение составил лишь Фелиппе Масса, которому из-за неисправности топливного насоса пришлось стартовать с хвоста пелотона, и он не смог присоединиться к своему напарнику Валттерри Боттасу, финишировавшему вслед за пилотами «Мерседес» Гамильтоном и Росбергом. Да, еще Фернандо Алонсо традиционно выжал из машины больше, чем она позволяла, в очередной раз «утерши нос» своему соседу по команде «Феррари» Кими Райкконену, который пропустил вперед себя обе машины «Ред Булл».
Посудите сами: пара «Мерседес» -- 1-е и 2-е места, пара «МкЛарен» -- 4-е--5-е места, пара «Ред Булл» -- 7-е—8-е места, пара «Форсе Индиа» -- 10-е—12-е места (их разделил Ф.Масса, так и не сумевший добраться до «очковой зоны»), пара «Торо Россо» -- 13-е—14-е места, «Заубер» -- 15-е—16-е места, «Лотус» -- 17-е—18-е места. Строго по ранжиру.
Хотя нельзя не отметить несколько важных моментов. Стартовав вторым, Нико Росберг уже ко второму повороту имел более выгодную траекторию, чем его напарник: правый поворот, внутренний радиус. Но увы, пытаясь предотвратить возможную атаку Гамильтона, Росберг на долю секунды пропустил точку торможения. И затем, заблокировав колеса, Нико вынужден был срезать поворот, вернувшись на траекторию уже позади Льюиса. Начавшаяся из-за деформации колес вибрация не позволяла пилотировать дальше. И Росберг уехал на свой первый и, как оказалось, единственный пит-стоп уже после первого круга.
Дальнейший прорыв немецкого гонщика во главу пелотона был ярким, мастерским, но без борьбы на грани фола. Благо что техника от «Мерседес» это позволяла. Финиш на втором месте стал для Нико заслуженной наградой. А отставание от Льюиса на 17 очков за 3 гонки до окончания чемпионата, где можно в случае побед еще заработать 100 очков, пока не кажется непреодолимым препятствием.
Аналогичный прорыв едва не совершил и Фелиппе Масса, последовавший примеру Росберга, правда, без «уничтожения колес». Зачем было нужно бразильцу так рано менять шины, сказать сложно. По всей видимости, в команде «Уильямс» предпочли для своих пилотов тактику преследования машин «Мерседес». Поэтому Боттас в точности повторял действия Льюиса, а Фелиппе - Росберга. Хотя в случае с Масса, на мой взгляд, была допущена ошибка. Обойдя уже на первом круге 7 гонщиков, Фелиппе вполне мог половину или хотя бы треть дистанции ехать на первом комплекте покрышек. А так ему пришлось еще раз затем останавливаться в боксах, в то время как Росберг, показывая чудеса сохранности в рабочем состоянии шин, так и проехал всю дистанцию на одном комплекте.
Новый качественно положенный асфальт на автодроме в Сочи пока еще гладкий и поэтому износ шин был крайне низким. В «Пирелли» перестраховались и привезли составы «средний» и «мягкий». Привези сюда итальянцы «супермягкие» шины, и гонка получила бы дополнительную интригу. К тому же на следующий год, вероятно, организаторы пойдут на увеличение поребриков в местах медленных поворотов, чтобы усложнить жизнь тем пилотам, которые неоднократно срезали дистанцию, возвращаясь без ущерба для машин обратно на трассу.
На мой взгляд, даже этих двух факторов будет достаточно, чтобы при всех остальных аналогичных условиях Гран-при России-2015 прошел с большим азартом и интересом для болельщиков и телезрителей.
Даниил Квят - игра на публику или снова техника подвела?
Российский пилот Даниил Квят, которому накануне объявили, что в следующем сезоне он переходит в чемпионскую команду «Ред Булл», был очень мотивирован на домашнем Гран-при. И когда на квалификации россиянин занял 5-е место, показав лучший в своей еще небольшой формульной карьере результат, всем показалось, что в Сочи должна произойти сенсация с его участием. Во всяком случае, этого, наверное, очень хотели более 90% болельщиков, приехавших на этот этап из разных уголков России. Судя по выданным визам и авиабилетам, иностранцев, решившихся поехать к Черному морю на дебютный российский Гран-при, было не более 4.500.
Увы, сенсации не получилось. Уровень подготовки машин «Торо Россо» не позволяет сегодня бороться даже за места в «зачетной десятке», если только не будет сходов или аварий соперников. А тут еще и перерасход топлива, который вынудил пилотов итальянской скудерии уже после 20 кругов перевести двигатели в экономичный режим. Иначе пришлось бы столкнуться с санкциями, предусмотренными новым регламентом FIA, из-за которых показанный гонщиками результат мог бы быть вообще аннулирован.
Обидно было наблюдать, как Квят уступал соперникам одну за другой позиции.
Уже после гонки в неофициальной обстановке мы предположили в беседе с Даниилом, что его неожиданно высокий результат в квалификации был показан именно благодаря тому, что команда выбрала настройки для одного быстрого круга в ущерб гонке. Российский пилот не стал отрицать нашего предположения, хотя и не подтвердил его прямо: «Мы порадовали наших болельщиков в субботу, а в гонке могло произойти все что угодно. Так что рискованная тактика иногда может давать неожиданные результаты. К сожалению, на этот раз у нас не было шансов».
Фото автора.
Сочи.