"Формула-1". Как прошел Гран-при Монако

Когда счастье воруют дважды

Прошедший Гран-при Монако чемпионата "Формулы-1" оказался на удивление необычайно интересным. Он был наполнен множеством интриг и драматических событий, что в обычных условиях для этапа в Монте-Карло случается довольно редко. Скорее можно было ожидать от него скучной игры в паровозики, чем увлекательного спектакля, которому мы, к счастью, оказались свидетелями. Но случилось то, что случилось. И теперь весь рассказ по порядку и в подробностях.


Ландшафт Монако

Квалификация, хотя и завершилась редким за последние несколько лет отсутствием машин "Мерседес" на поул-позишн, все же не была событием чем-то из ряда вон выходящим. Обновленный мотор "Рено", который под маркой Tag Heuer французские конструкторы подготовили для "Ред Булл" уже на гонку в княжестве, позволил Даниелю Риккиардо показать лучшее время на быстром круге в субботу.

Нико Росберг едва не остался без соседства на стартовой решетке своего напарника и основного конкурента. Под занавес квалификации на машине у Льюиса неожиданно дала сбой топливная система. И британскому чемпиону повезло, что механики смогли реанимировать его болид в самый последний момент. Хэмильтону удалось показать 3-й результат.

Следом за "Мерседес" расположились Феттель на "Феррари" и Нико Хюлькенберг на "Форсе Индия". Первое было вполне логичным, судя по возросшим возможностям итальянской скудерии в последнее время. А вот для индийской команды, едва связывающей концы с концами из-за финансовых неурядиц своего хозяина и не имеющей средств на серьезные обновления в этом сезоне, подобное можно было уже считать феноменальным успехом. Тем более что партнер Нико - мексиканец Серхио Перес - благодаря наказанию Райкконена, сместившегося на 5 мест по списку из-за неплановой замены коробки передач, был на стартовой решетке буквально позади немца.

Так же неплохо смотрелись оба болида "Торо Россо". Сайнс был на 6-м месте, а Квят - на 8-м. Юный возмутитель формульного спокойствия за последние недели Макс Ферстаппен уже в первом сегменте не справился с управлением болида и разбил его. Ему предстоял старт с последнего места.


Эти шины были главными на старте Гран-при Монако

И дождь, и радость, и печаль...


Про дождь в воскресенье, который пророчили синоптики, говорили практически все. Причем удивляло то, что даже гонщики из первой десятки высказывались "за него", предполагая, что шанс лотереи выпадет почему-то именно в их пользу, а не поможет соперникам. Поэтому, когда стало действительно ясно, что начавшийся еще ночью ливень вряд ли полностью прекратится до старта, довольных этой погодой было большинство. Сожалеть можно было лишь обладателю поул-позишн, поскольку непогода уравнивала его шансы в плане выбора комплекта шин. Ведь Риккиардо был единственным в лидирующей десятке, кто имел право на более жесткие шины на старте, так как он во втором сегменте квалификации показал лучшее время именно на Super Soft, а не Ultra Soft.

Это давало австралийцу шанс использовать иную, чем остальные, тактику, стараясь как можно дольше оставаться на стартовом комплекте колес.

Но во время дождя правило обязательности по поводу замены шин отменяется, и заработанный на квалификации козырь фактически уже не играл никакой роли.

Обильные осадки вынудили организаторов гонки запустить "североамериканский вариант" старта. Сэйфети-кар водил за собой змейку машин на протяжении 7 кругов, и, лишь когда трасса заметно просохла, Брендт Майландер свернул на пит-лейн, предоставив пилотам выяснять между собой отношения в борьбе.

Надо отметить, что первые жертвы дождя появились уже на стартовом круге. У Даниила Квята из-за попадания влаги на руль заблокировался переключатель режима ограничителя скорости. И он вынужден был отправиться в боксы для замены руля. Проблема с первого раза не исчезла, и Дане пришлось по второму разу поехать на пит-лейн. Лишь после этого он смог включиться в гонку, но уже с отставанием на круг, что в условиях Монако даже в дождливую погоду практически не могло принести результатов.


Наверное,Франц Тост пытается объяснить Хельмуту Марко,
почему его ученики Макс и Даня такие "аварийные"


Второй жертвой дождя был Джолиан Палмер. Едва болиды освободились от своего "провожатого", как британец не удержал машину при разгоне на стартовой прямой и его желтый "Рено" первым попробовал на прочность защитные металлические ограждения. Они естественно оказались прочнее, чем машина.

Болид Палмера и его обломки убрали очень быстро. Краны, которыми оснащены практически все опасные участки, в Монако работают профессионально, тем более что опыта им не занимать. Гонки "Формулы-1" здесь проводятся с самого рождения чемпионата в 1950 году.

Едва был снят режим виртуального сэйфети-кара, как через пару кругов не вписался в поворот самый "старый" ветеран пелотона - Кими Райкконен. Сломав антикрыло на своем "Феррари", финский чемпион попытался было доехать до боксов для его замены, но сломанная часть попала под левое переднее колесо. Пилотировать машину в виражах оказалось просто невозможно. Кими "запарковался" в первом же безопасном месте, хотя стюардам показалось, что слишком уж долго искал финский гонщик это место. И Райкконена едва не оштрафовали за опасную езду.

А впереди уверенно набирал обороты Даниель Риккиардо. Это был воистину его день. Нико Росберг, сумев отстоять свою вторую позицию от нападок напарника, не мог никак прогреть свои шины и почти по 2 секунды терял по сравнению с лидером на каждом круге. К 15-му кругу это отставание составило уже 12 секунд. Понятно, что командный мостик "Мерседес" не мог дальше нейтрально наблюдать за происходящим. Росбергу была дана команда пропустить вперед более быструю машину Льюиса. Монегаск бестрепетно подчинился. Не сделай он этого в тот момент - Гамильтон потерял бы все шансы на победу в гонке. А так пред ним забрезжила надежда навязать борьбу Риккиардо, и действующий чемпион не преминул воспользоваться этим. Он стал быстро настигать лидера.

После первой трети дистанции Риккиардо сменил дождевые покрышки на промежуточные, поскольку дождь стих и трасса потихоньку подсыхала. Аналогично поступили почти все пилоты. И лишь Льюис, к большому удивлению всех, продолжал пилотировать на дождевых покрышках. Это ему позволило после пит-стопа Даниеля захватить лидерство, и, хотя австралиец его быстро настиг, провести обгон в тех условиях было невозможно.

К 30-му кругу асфальт настолько подсох по линии оптимальной траектории, что можно было рисковать и поставить слики. Лишь в некоторых местах еще оставалась вода на трассе, но "зацепиться" и "поскользнуться в луже" можно было лишь при попытках атак. А поскольку Монте-Карло это не место для обгонов, а скорее дистанция слалома по точно выверенной траектории, где роль флажков играют стены ограждения, то через пару кругов практически все перешли на слики.

Имея более свежие, чем Льюис, покрышки, Риккиардо дождался, когда лидер уедет на пит-стоп и выдал свой лучший круг, пытаясь создать отрыв, необходимый для обгона гонщика "Мерседес". Можете себе представить, что этот отрыв был более 10 секунд, поскольку свой первый круг британский чемпион на непрогретых шинах проехал не самым лучшим образом.

Риккиардо, подъезжая на следующем круге к своим боксам, даже представить себе не мог, что его там ждет. Поднятый на домкраты, он из своего болида мог наблюдать необычную для этого эпизода кутерьму. Вместо того чтобы за 2,5 - 3 секунды ему быстро поменять шины, механики... побежали в боксы за колесами. Оказалось, что они не были готовы к проведению пит-стопа.

Позже выяснились детали этого неприятного инцидента. Узнав, что на машину Льюиса в "Мерседес" поставили самый мягкий и быстрый тип шин Ultra Soft, на командном мостике "Ред Булл" приняли решение ответить установкой на болид Риккиардо шины Super Soft. Но ведь поначалу предполагалось поставить на финишный отрезок Даниелю самый жесткий и выносливый для этой трассы Soft. Именно это и сыграло злую шутку с австрийской командой. Изменяя свое решение, руководство команды и инженеры не предполагали, что механикам придется бежать за этими самыми жесткими шинами в глубину боксов. И естественно, что они не успели поднести нужные колеса к моменту приезда Риккиардо. Знай, что так получится, можно было смело выпускать Даниеля с заранее запланированными колесами и не волноваться, что его обгонят. Те 11 дополнительных секунд, которые механики "Ред Булл" потеряли в поисках нужного комплекта, создавали вполне комфортный отрыв, чтобы удержать затем Льюиса до самого финиша. А так получилось, что на выезде из боксов Риккиардо не хватило всего секунды, чтобы опередить действующего чемпиона.

Пару кругов спустя после очередного рестарта из-за "виртуального сэйфети-кара", воспользовавшись ошибкой Льюиса, неудачно защищавшего свою позицию в шикане после выезда из туннеля, Даниель провел решительную атаку на "Мерседес" соперника. Но тот быстро "захлопнул калитку", едва не прижав "Ред Булл" австралийца к рельсам ограждения. Стюарды предпочли посчитать этот инцидент гоночным, поскольку физически никто не пострадал и болиды не были повреждены.

В оставшиеся 57 кругов Риккиардо так и не смог ничего поделать с впереди едущим соперником. Оставалась еще надежда, что слишком мягкий Ultra Soft не выдержит до конца гонки и Льюису придется еще раз ехать на пит-стоп. Но этого не случилось. Британский чемпион настолько бережно проехал всю эту длинную дистанцию, что ему удалось доехать до самого финиша без посещения боксов.

Начавшийся легкий дождик на последних кругах едва не помешал лидерам спокойно финишировать, но они оба снизили скорость и осторожно доехали до клетчатого флага без изменения порядка.


Сэйфети-кар в знаменитом повороте "Расскас" в Монте-Карло

А вот позади них борьба продолжала кипеть. Сначала на 22-м круге при дерзкой попытке обойти "Рено" Кевина Магнуссена спровоцировал аварию с ним Даниил Квят. Место для обгона, по правде сказать, было выбрано не самое удачное - поворот "Раскасс", последний перед заездом в боксы. Мы его хорошо видим из окон пресс-центра в Монако. Здесь иногда удаются обгоны, но чаще пилотам просто не хватает места. Тем более в дождливую погоду, когда болиды скользят больше обычного по мокрому асфальту. Стюарды наказали Квята потерей трех мест на стартовой решетке в следующем Гран-при Канады. А также добавили 3 штрафных очка к и так немаленькому послужному списку россиянина. Теперь у него их 7. А как известно, когда их число достигает 12, пилот вынужден будет пропустить следующую гонку. Такого наказания раньше за штрафы еще не было, но, похоже, Даня в порыве должной реабилитации за свое "досрочное увольнение" из топ-команды рискует открыть счет этой неприятной традиции.

Уже перейдя на слики, сначала все тот же Магнуссен цепляет своим "Рено" защитное ограждение, а затем кругом спустя в 3-м повороте разбивает свой болид и Макс Ферстаппен. Голландец в третий раз за этот уик-энд уничтожил свою машину об отбойники, оставив у всех впечатление, будто он по-прежнему гоняется на симуляторе, когда стоимость виртуально уничтоженной техники никого особенно не волнует.

Но отдадим должное юному гонщику: на момент своей аварии он уже прорвался с последнего стартового места на 9-е, пытаясь догнать группу, где были его бывший напарник Карлос Сайнс на "Торо Россо" и Нико Хюлькенберг на "Форсе Индия". И удержи Макс свой болид от аварии - о нем снова могли бы писать все СМИ как об исключительном таланте. Но в этом-то и прелесть городской трассы по улицам княжества Монако. Проехать полную дистанцию здесь не каждом удается, оттого и победы здесь ценятся на вес золота.


После гонки в Монако у Риккиардо не было повода улыбаться

Украденные победы


На подиуме самым грустным человеком был Даниель Риккиардо. Его лучезарная улыбка, не исчезающая обычно с его открытого австралийского лица, в этот день уже не появлялась. Даже отказавшись подойти к механикам после поздравлений под подиумом, Даниель едва сдерживал слезы досады. Еще свежи были в памяти воспоминания об утраченной "по воле команды" победе в Испании, и всего две недели спустя "Ред Булл" вновь "украл" у него победу. И если там, в Барселоне, еще можно было найти какое-то слабенькое оправдание по поводу выбора ошибочной стратегии, то здесь все выглядело намного драматичнее. Лично у меня создалось впечатление, что в эти минуты в душе Риккиардо зародилось большое зерно сомнения по поводу сохранения контракта на будущий год со своей альма-матер. И предложи ему в эти минуты после гонки кто-нибудь влиятельный из "Феррари" или "Мерседес" новую жизнь на следующий сезон - он ответил бы согласием не задумываясь.

Украсть победу однажды - это нехорошо. Но сделать это дважды подряд в двух Гран-при - это уже, как говорят при игре в карты, "перебор".


К Льюису вернулось радостное настроение

Счастливая часть подиума


Но были и очень счастливые лица на подиуме. Льюис одержал свою 44-ю победу, которую смело можно записывать в число его самых красивых. А притом что счастливый номер британца - это тоже 44, эта победа приобретает для него символическое значение. После 8-летнего перерыва побед в Монако и после серии из 8 беспобедных финишей, которые преследовали британца как наказание за какие-то неясные грехи, несмотря на наличие титула действующего чемпиона, Гамильтон вновь ожил. Мы увидели на трассе и на подиуме того самого Льюиса, который сумел покорить многих своим высоким пилотским мастерством и большим человеческим обаянием.

И третий участник финальной церемонии Гран-при не скрывал своей счастливой улыбки. Серхио Перес сумел после старта с 7-й позиции прорваться на подиум, по которому он наверняка давно заскучал. За эту гонку, и в большей степени за умение отстоять свою позицию перед упорными попытками атак более быстрого и более опытного Себастьяна Феттеля, мексиканец получил приз зрительских симпатий "Лучший гонщик Гран-при Монако".


Серхио Перес признан лучщим гонщиком Гран-при Монако

Его напарник Нико Хюлькенберг, который не сумел показать такой же, как у Серхио, темп, в качестве утешения для себя провел на последних секундах атаку на Нико Росберга, вынудив того уступить и довольствоваться лишь 6-м местом на финише.

Гонка в Монако, которую трижды Росберг выигрывал подряд в предыдущие годы, в этот раз показала, что у Нико не все в порядке с его умением пилотировать в сложных условиях. Если на сухих трассах при наличии самой быстрой машины в пелотоне и надежности немецкой техники он способен был выиграть подряд 7 Гран-при, то первое же серьезное испытание дождем в Монте-Карло показало его слабое место.

Но для нас, зрителей и журналистов, главный вывод после этого ошеломляющего средиземноморского Гран-при таков: интрига вернулась в чемпионат. И мы с радостью будем ждать следующих этапов, в которых еще будут и свои герои, и свои неудачники.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter