"Формула-1". Гран-при Бразилии

И дождь, и слезы... и любовь

Победив в прошедшее воскресенье на Гран-при Бразилии, Льюис Хэмилтон стал рекордсменом по количеству побед на различных автодромах мира - 24. При этом у него еще остается шанс улучшить в ближайшее время свой рекорд до 25 за счет возможных побед на городской трассе в Баку, которая в этом сезоне дебютировала в календаре "Формулы-1".



Давненько у нас не было такой длинной и переполненной разными событиями гонки. Даже если говорить сухим языком статистики: продолжительность времени трансляции почти 3,5 часа, сама гонка длилась 2 часа, и последний, 71-й круг завершился почти в состоянии цейтнота одновременно с истекшим максимальным лимитом. На финише было 16 болидов из 22. Лишь одна машина - "Хаас" Эстебана Гуттьереса - уехала в боксы по техническим причинам. Остальные 5 стали жертвами аварий. Наиболее зрелищными из них были те, которые случились практически на одном и том же скоростном участке трассы, где полотно идет под уклоном и аквапланинг был наиболее опасен.

Сначала Эриксон, потом Райкконен, а потом и Масса "сложили оружие" на въезде на стартовую прямую. Легкое касание белой линии, на которой машины словно поскальзывались, отправляло болид почти в беспилотный полет, где действия гонщика уже почти не играли никакой роли. Наиболее опасной была авария Кими. Его болид после удара об отбойники развернуло поперек трассы, и финну очень повезло, что никто из соперников при такой ограниченной видимости не врезался в него, стоящего напротив своих боксов.

В связи с этими авариями была остро поднята проблема пригодности дождевых шин "Пирелли". Слишком уж много было нареканий со стороны пилотов к этой продукции итальянских шинников, когда даже при относительно небольшом дожде управление болидами становилось сродни лотерее или катанию по льду без коньков. Бразильская гонка выявила то, о чем многие знали, но предпочитали молчать. Нынешние покрышки совсем не обеспечивают отвода воды при дожде, поскольку конструкторы машин своими играми по аэродинамике и управлению воздушными потоками создали опасный прецедент, когда в подобных условиях вода практически не уходит от колес. И даже незначительный дождь "гарантирует" пилотам езду в аквапланинге, при котором и самый опытный гонщик может оказаться жертвой случайности.

Гонка дважды останавливалась красными флагами. Старт и все рестарты были за машиной безопасности. Множество разворотов из-за аквапланинга на залитом водой асфальте, смены позиций, лотерея с шинами - все это делало бразильский Гран-при похожим на триллер, сюжет которого предсказать было невозможно. Даже если на финише мы и увидели все знакомые лица как на подиуме, так и в первой шестерке.


Льюис и Нико


Финальную часть нынешнего чемпионата Льюис проводит на подъеме. Понимая, что в случае победы напарник автоматически становится обладателем чемпионского титула, Хэмилтон не позволяет себе расслабиться и совершить даже небольшую помарку в своей гонке. Хотя, по правде сказать, именно расслабленность британца и предоставляет ему возможность пилотировать на самом высоком уровне, не давая никому поводов усомниться в его таланте. Нам же благодаря очередному великолепному выступлению Льюиса момент чествования очередного чемпиона, к счастью, придется отложить еще на две недели. Именно на  заключительном этапе, который пройдет 20 ноября в Абу-Даби, станет ясно, кому достанется титул в этом году. Будет ли он очередным, 4-м у действующего чемпиона или станет первым у Нико Росберга.

К слову сказать, запас очков, созданный немецким пилотом команды "Мерседес" за время его очередной успешной серии побед, начиная с Гран-при Бельгии, позволяет Нико сейчас не рисковать в прямой дуэли с Льюисом. И он не рискует. Это было весьма заметно на автодроме в Интерлагосе. Всякий раз как его напарник оказывался впереди, Росберг не очень стремился настичь его любой ценой, а предпочитал сохранять безопасный для сложных дождливых условий темп. Из-за этого он едва не поплатился, поскольку преследовавший его Макс Ферстаппен был настроен явно более агрессивно, чем лидер чемпионата. И в какой-то момент он даже после очередного красивого обгона оказался вторым, вклинившись между претендентами на титул.

Но, к сожалению, команда "Ред Булл" в этот день слишком намудрила с тактическими решениями о смене шин, оказав своему пилоту медвежью услугу и фактически лишив его второго места на финише.

"Мерседес" же, напротив, предпочитал оставлять своих пилотов на дождевых покрышках. Ситуация была настолько иронична, что в противовес "Ред Булл", который трижды зазывал своих пилотов в боксы для замены шин, командный пункт немецкой "конюшни" вообще не звал своих пилотов на пит-стоп. Благо этому способствовали условия этой неординарной и сложной гонки.

Оба раза, когда гонка останавливалась красными флагами, "Мерседес" использовал этот вынужденный общий пит-стоп для замены покрышек своим гонщикам. В итоге  они и добились очередного дубля, хотя вторым на финише заслуженно должен был быть Макс Ферстаппен.

Выиграв свою первую в Интерлагосе и 52-ю гонку в карьере, Льюис по количеству побед опередил 4-кратного чемпиона Алена Проста, фактически единолично теперь возглавив список претендентов потягаться с рекордами самого легендарного гонщика "Формулы-1" Михаэля Шумахера. По правде сказать, чтобы достичь 91 победы, которые одержал 7-кратный немецкий чемпион, Хэмилтону нужно провести еще не менее 4 таких же успешных сезонов, как нынешний. С учетом очень сильного нынешнего пелотона, в котором даже сейчас гоняются, помимо Льюиса, еще 4 чемпиона, а также нового регламента, вступающего в силу со следующего года, данное предположение становится более гипотетическим, чем реальным.

А вот то, что последняя гонка нынешнего сезона будет интересной, сомневаться не приходится. Тем более что в Абу-Даби, когда там приходилось ставить последние точки в определении обладателей титулов, всегда этапы представляли собой захватывающее зрелище. Хватит ли Льюису удачи и пойманного им в последних гонках куража, чтобы победить? При этом для победы в чемпионате британцу нужно еще, чтобы Росберг не попал на подиум. Так что не исключено, что сцена встречи трех победителей в комнате подготовки перед выходом на подиум в Абу-Даби может оказаться самой эмоциональной из видеокартинок, которые нам подготовят операторы "Формулы-1".


Ферстаппен - новый "человек дождя"


Квалифицировавшись в субботу на 4-й позиции, голландский дебютант команды "Ред Булл" нисколько не смутился сложными погодными условиями, в которых начинался бразильский Гран-при. Как только машина безопасности после 8 кругов покинула трассу, Макс Ферстаппен с небывалой легкостью обошел в первом повороте Кими Райкконена и устремился за парой пилотов "Мерседес". Он ехал с ними почти в одном темпе в ожидании, когда трасса потихоньку начнет подсыхать, чтобы перейти на промежуточные шины.

Такая возможность предоставилась сразу же после аварии Маркуса Эрикссона, болид которого, сорвавшись на аквапланировании с траектории, повредив подвеску об отбойники, перегородил въезд на пит-лейн. Макс успел объехать препятствие до появления красного сигнала о запрете въезда и отправился в боксы к своим механикам. Получив новый комплект промежуточных шин, голландец почти ничего не потерял позиционно. Лишь Кими Райкконен успел вернуть себе таким образом утраченную в борьбе позицию. Ферстаппен выехал с пит-лейна прямо за ним.

После нескольких кругов в режиме машины безопасности, обеспечивающем условия для уборки осколков и эвакуации поврежденной машины, дождь усилился. Причем настолько, что 4-кратный немецкий чемпион Себастьян Феттель стал призывать по радио остановить гонку красными флагами. Помнится, свою первую победу, еще будучи дебютантом команды "Торо Россо", Себ одержал именно в такой проливной дождь на трассе в Монце. С тех пор считалось, что он умеет и любит ездить под дождем. Но, видно, несколько чемпионских сезонов на самой быстрой машине пелотона приучили его к спокойной езде во главе пелотона, а не позади машин, разбрасывающих брызги сплошной пеленой тумана. К тому же болид "Феррари" нынешнего сезона явно не настроен на дождевые условия. Феттель пару раз терял траекторию, но всякий раз ему удавалось вернуться в гонку.

А вот его напарнику не повезло. Едва объявили рестарт, как на въезде на стартовую прямую машина Кими Райкконена потеряла управление и, попробовав на прочность боковые отбойники, замерла на стартовой прямой напротив боксов, сбоку, но поперек трассы.

Финскому чемпиону откровенно повезло, что в него никто не врезался. Гонку остановили красными флагами. К этому действию руководству Гран-при пришлось еще раз прибегать, поскольку выпущенные на трассу за сейфти-каром машины так и не были отправлены в "свободный поход". Опасаясь грозящего усилиться дождя, Чарли Уайтинг вновь собрал все болиды на пит-лейне в ожидании улучшения погоды.

Было несколько странно наблюдать, как все ходили под моросящим дождем без зонтиков, а гонка так и не возобновлялась. Трибуны начали свистеть, показывая гладиаторский жест руки с "большим пальцем, повернутым вниз". Народ требовал зрелищ. И гонка через полчаса была возобновлена.

После рестарта Макс Ферстаппен красивым маневром по внешнему радиусу обошел Росберга, но Льюис взвинтил темп. Поэтому голландцу оставалась надежда лишь на второе место. Что касается обгонов, то в этот день Макс был лидером по осуществлению этого маневра на бразильской трассе. Еще совсем свежие в памяти навыки картингиста помогали ему выбирать не совсем обычные для "Формулы-1" траектории. И создавалось впечатление, что он был единственным,  кто в этот день был с дождем на "ты". Имела место лишь одна ошибка, едва не завершившаяся аварией, аналогичной той, что была у Райкконена. Но Максу удалось в последние доли секунды "отловить" свой болид у отбойников и вернуться в гонку. Причем настолько хладнокровно, что даже следовавший за ним Нико Росберг не смог провести обгон "поскользнувшегося" соперника.

Особенно красочными были обгоны Ферстаппена на последних 15 кругах, когда он после очередной неумелой тактической попытки "Ред Булл" вынужден был вновь поставить дождевые шины, из-за этого оказаться в конце пелотона и прорываться затем наверх. Макс в общей сложности тогда обогнал 11 конкурентов и смог финишировать 3-м. Даже по мнению соперников, в этой гонке он был лучшим, что выразилось в присвоении ему звания лучшего гонщика Гран-при по итогам интернет-голосования болельщиков. А неофициально "Формула-1" приобрела в лице голландца нового "человека дождя". Так обычно называют тех пилотов, которые показали что-то чрезвычайно увлекательное во время дождевой гонки.


Интерлагос провожает своего кумира


О чем мечтал перед своей последней гонкой на родном автодроме Фелипе Масса и что ему снилось в ночь с субботы на воскресенье, может знать только сам бразилец. Где-то в самых иллюзорных фантазиях ему, вероятно, даже приходила в голову мысль о возможности победы в Интерлагосе на этом Гран-при. Особенно после того, когда стало ясно, что гонка будет проходить под дождем. А значит, шансы победить резко возрастают даже у середнячков, не говоря уже о таком опытном бойце, как Фелипе. Кстати сказать, в его самом лучшем сезоне-2008, когда Бразилия завершала календарь, гонка также проходила под дождем. И там Масса выиграл домашний Гран-при, едва не став чемпионом. Сход Тимо Глока на последнем круге позволил Льюису Хэмилтону тогда заработать лишнее очко, которое и решило чемпионский спор в пользу британца.

На этот раз повторить успех 8-летней давности Фелипе не удалось. Старт за машиной безопасности не давал шансов отыграть позиции уже в первом повороте. Да и квалификация, после которой Масса оказался лишь в 7-м ряду на стартовой решетке, не очень-то обнадежила бразильца. И все же он верил, что звезды для него сойдутся в нужной конфигурации. Даже когда получил штраф за совершенный обгон до линии ухода сейфти-кара и откатился в глубину пелотона. И даже когда гонку возобновили после второй остановки красными флагами, и он еще не был в десятке, а до финиша оставалось 25 кругов.

Но небеса по-иному распорядились сюжетом проводов бразильского автодрома со своим кумиром. На 48-м круге почти в том же месте перед поворотом на стартовую прямую, где поскальзывались многие и не всем удалось избежать аварии, сорвало в занос и "Уильямс" Фелипе. После контакта с отбойниками гонка для бразильца была практически закончена. Израненный болид остановился недалеко от въезда на пит-лейн, заблокировав его, и, выйдя из машины, Фелипе пешком отправился в боксы.

Достав из-за пазухи бразильский флаг, приготовленный им для финального круга, который он так и не провел на родном Интерлагосе, кумир местных болельщиков шел по пит-лейну к своей команде. Выехавший на трассу сейфти-кар вынудил оставшихся на трассе гонщиков сбросить скорость. Поэтому ничего не мешало бразильскому ветерану идти прямо по пит-лейну, приветствуя поддерживающих его болельщиков и механиков других команд, вышедших навстречу и аплодировавших бразильцу.


Навстречу Фелипе выбежала и жена с сынишкой Фелипиньо. Семью бразильца хорошо знают в паддоке, если не сказать больше: их искренне любят в паддоке. Их можно было видеть регулярно почти на всех гонках, и младший Масса практически вырос вместе с "Формулой-1". Мы помним его и в детской коляске, и неуклюжим, делающим первые шаги у моторхоума "Феррари", где гонялся тогда Фелипе. И потом уже играющим в футбол у моторхоума "Уильямс", куда Масса перешел для своего завершающего этапа карьеры.

Слезы на глазах Фелипе были самым эмоциональным моментом его проводов на Интерлагосе. А снимок, где он обнимает жену и сына, безусловно, полон любви, чувств, пусть даже и с долей разочарования. На мой взгляд, финиш Фелипе даже в первой шестерке не принес бы столько незабываемых эмоций, чем эта авария и проход под аплодисменты по пит-лейну с флагом на плечах и слезами на глазах во время гонки. 

У командного мостика "Уильямс" британская команда вышла прямо на пит-лейн встречать своего гонщика. Организованный торжественный "человеческий коридор" позволил Фелипе каждого из механиков поприветствовать, обменявшись словами благодарности за совместную работу.   

В Абу-Даби Фелипе проведет свою 250-ю гонку, которой и завершится его карьера. И хотя крайне редко юбилейные гонки заканчиваются успешно для пилотов "Формулы-1", хотелось бы пожелать бразильцу свой финальный аккорд сыграть в мажорной тональности. Скажу прямо, нам будет очень не хватать в паддоке этого талантливого и всегда открытого к общению парня и его семьи. Их присутствие на гонках всегда напоминало нам о том, что помимо спорта у каждого из гонщиков есть личная жизнь, есть семьи и искренне любимые ими люди.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter