“Когда ребенок впервые произносит слово “мама” — это рефлекс, когда он говорит “папа”, это уже чувство”, — утверждают мужчины, претендуя ни много ни мало на главенствующую роль
“Когда ребенок впервые произносит слово “мама” — это рефлекс, когда он говорит “папа”, это уже чувство”, — утверждают мужчины, претендуя ни много ни мало на главенствующую роль
Зачатие, роды, ребенок — для женщин это основополагающие вещи. Не верите? Сделайте распечатку телефонных разговоров своих жен за последний год. А если посмотреть на “беременность” глазами мужчин? Это мы и постарались сделать, попросив семь молодых и не очень пап ответить на семь вопросов “Семьи”.
1 Что вы почувствовали, когда узнали, что у вас будет ребенок?
2 Какие новые черты характера вы раскрыли в супруге во время беременности?
3 Возникали ли у вас в этот период какие-либо внутренние изменения? (Например, вы стали плохо спать, сделались раздражительным, вам начали сниться кошмары, вы вдруг стали гиперответственным и т.д.)
4 Во время беременности супруги для вас было принципиально важно, кто именно родится: мальчик или девочка?
5 Как вы относитесь к совместным родам?
6 В чем принципиальное отличие родителя-мужчины от родительницы-женщины?
7 О чем не догадываются мужчины, собираясь стать отцами?
Юрий ЛОБАНОВСКИЙ, 32 года, менеджер: “Это ответственно и прекрасно!”
“Узнав о беременности жены, вначале я почувствовал удивление, затем, наверное, волнение, всегда присущее ожиданию какого-то торжественного события. Жена в интересном положении стала более ласковой, более ранимой и требующей больше заботы и внимания. Кто у нас родится, мне было все равно. Вариант совместных родов даже не рассматривал, я в этом вопросе консерватор. Думаю, что женщина должна более тонко чувствовать своего ребенка, поскольку все-таки она его выносила и дала ему жизнь. Хотя со временем это различие сглаживается. А о чем не догадываются мужчины, собираясь стать отцами? Об этом может рассказать портал о развитии ребенка. О том, как это прекрасно и ответственно”.
Андрей КОЛОНЧУК, 34 года, экономист: “Как же я раньше без всего этого жил?”
“Был на седьмом небе от радости! Это наш первый ребенок, поэтому с удовольствием отметил в жене новые черты настоящей заботливой матери.
Я стал более ответственным к себе и к своим поступкам. Ведь теперь у меня настоящая семья! И было совершенно неважно, кто родится. К совместным родам я лично отношусь отрицательно. Это бзик современного общества... У женщины преобладает эмоциональная оценка в отношении воспитания ребенка. Мужчина более устойчив к различным попыткам ребенка “нащупать пределы возможного”. И это хорошо — родители должны дополнять друг друга... Отцы не догадываются о том, что, несмотря на все трудности, которые им предстоят, единственный вопрос, который они будут себе задавать, — “Как же я раньше без всего этого жил?”.
Александр НАГОРНЯК, 36 лет, инженер-системотехник: “Жизнь мужчины можно разделить на “до отцовства” и “после”, и разница между этими жизнями огромна”
“Сложно даже передать словами, что я почувствовал, узнав, что скоро буду отцом. Наплыв одновременно разных мыслей, переживаний, страхов, сомнений... У жены во время беременности проявилась сентиментальность. А в себе особых изменений не наблюдал ни в физическом, ни в психологическом плане. Но именно состояние счастья сделало меня взрослее, ответственнее, раз в сто осторожнее. И еще — более закрытым от посторонних суждений...
Было очень важно, кто родится. И я, и жена хотели мальчика. Так и вышло. Я так его хотел, что он родился почти в мой день рождения — на день раньше и под тем же знаком зодиака. К совместным родам положительно отношусь и даже советовал бы мужчинам присутствовать при родах. Пожалуй, не с точки зрения интереса, а с точки зрения важности для супруги.
Мужчины не догадываются и не предполагают, какой шквал эмоций, впечатлений и мыслей ожидает их после появления ребенка. Можно всю жизнь разделить на “до отцовства” и “после”, и разница между этими жизнями огромна”.
Сергей МАКАРЕНКО, 36 лет, журналист: “Это очень, очень тяжело...”
“Счастье. Сказать, что для меня эта новость была неожиданной, не могу, скорее — ожидаемой. Эмоции испытывал только положительные. Даже раздражительность и ранимость жены выглядели в этот период очень мило. Жена во время беременности сильно изменилась. Я многое узнал о ее гастрономических вкусах: ее страсть к экзотическим блюдам была иногда шокирующей... У меня было предчувствие, что родится девочка. К тому же что за странный вопрос: как может быть принципиально важен пол ребенка? Представьте, муж заявляет: “А я хочу мальчика! И баста!” Вообразить такое поведение мужчины мне довольно трудно... К совместным родам всегда относился нормально. Но мы знали еще до беременности, что это не для нас: по медицинским показаниям было предписано кесарево. Разница в воспитании? А есть ли она? Не считая того, что женщины — более эмоциональные создания. Маленький ребенок в семье — это очень, очень тяжело... Собираясь стать отцами и матерями, люди не понимают, какую ответственность они возлагают на себя, да и вообще мало догадываются о том, что их ждет”.
Юрий НИКИТИН, 26 лет, ведущий консультант SAP NetWeaver: “Я повзрослел в один день”
“Я и растерялся, и обрадовался одновременно. Вообще, было много всяких чувств сразу и все они были смешанными. Возможно, потому что моя вторая половинка выбрала не самое удачное время и место, чтобы сообщить мне эту новость. Я был слегка навеселе, и место было общественное. Как бы там ни было, я был рад и даже прослезился. Новость о втором ребенке я принял более сдержанно... Характер жены во время беременности вроде не изменился. Во время первой беременности был период, когда я больше хотел мальчика. Вообще, принципиально было неважно. К вопросу о совместных родах: мы обоих детей рожали дома и вместе. Основная функция отца, по крайне мере, пока дети еще совсем маленькие — обеспечить материальное благополучие семьи и поддержку жене. Основная функция матери определена самой природой — растить детей. Я, не совсем к слову, с удивлением обнаружил, что внешне повзрослел в тот же день, как родился первый ребенок. Еще, когда появляется ребенок, узнаешь много нового. Например, что у детей сердце бьется в два раза чаще и что температуру меньше 38оС сбивать не нужно”.
Александр ПАВЛОВИЧ, 33 года, в скором времени дважды папа, начальник коммерческого управления фармацевтической компании: “Любое решение я рассматриваю теперь с точки зрения его влияния на ребенка”
“Жизнь протекала как обычно, при планировании совместных дел в голове делались поправки на состояние жены и необходимость увеличивать временные интервалы на типовые действия по сравнению с прошлым опытом. А со вторым ребенком понимание необходимости помощи жене уже начало действовать на подсознательном уровне. Мальчик, девочка — абсолютно неважно. Главное, чтобы природа не допустила роковых ошибок, на которые ты не можешь повлиять, чтобы ребенок был здоров, с крепким иммунитетом. Совместные роды я не приветствую. Мужчины плохо реагируют на кровь и порезы, разрывы. А если брать морально-эмоциональную сторону вопроса, то ощущения, когда любимый человек мучается, а ты бесправный зритель, а не координатор процесса, пережить очень трудно... Принципиальная разница между мной и женой в воспитании малыша — в отношении к ребенку. В понимании потребностей совсем маленького ребенка и разных точках зрения на нюансы воспитания исходя из собственных гендерных различий... Не догадываются отцы о том, что отныне не будет свободного времени, хобби отойдут на задний план, туда же отправятся и старые привычки. И никогда не будет ощущения личной свободы и независимости: всегда в голове будет образ ребенка и любое решение, так или иначе касающееся себя, жены, семьи, быта, распределения времени, будет параллельно рассматриваться с точки зрения влияния на ребенка: на его воспитание, распорядок дня, возможности, предпочтения...”
Владимир МАКЕЙЧИК, 39 лет, владелец СТО: “Необходимо четко уяснить: каким ты хочешь видеть собственного ребенка, таким должен быть и ты. Без отгулов и выходных”
“Это событие было ожидаемо и запланировано. Поэтому главным чувством, охватившим меня, когда узнал о беременности жены, была, конечно же, радость. На протяжении всего времени ожидания ребенка спал я нормально, все-таки физический труд — лучшее лекарство от бессонницы и неврозов... Принципиальной разницы, кто родится, не было, хотя, как потом выяснилось, в глубине души жена хотела девочку, я — мальчика, но это так, игра, дань традиции. А когда мы узнали, что у нас будет мальчик, я был рад: первенец, продолжение рода, фамилии и все такое. К совместным родам я отношусь вполне нормально. Думаю, каждая пара должна решать этот вопрос, так сказать, в индивидуальном порядке. Воспитание ребенка — это постоянный труд. Я не имею в виду бессонные ночи, это не в счет. Главное — четко уяснить, что, каким ты хочешь видеть собственного ребенка, таким должен быть и ты. Изо дня в день. На работе и в быту. Без отгулов и выходных”.
Вместо эпилога
Мужчины, становитесь отцами! И чем чаще — тем лучше. Если хотя бы раз в жизни вы услышите от несмышленого человечка это волшебное слово — “папа”, вы никогда, что бы ни случилось, как бы ни била злодейка-судьба, никогда не будете одиноки. И ради этого действительно стоит жить.