– Что такое смена поколений? Как часто в обществе происходит это явление и от чего зависит?
– В социологии поколение – это социально-возрастная категория, номинальная группа людей, возраст которых ограничен некоторым интервалом. Годы активного формирования человека приходятся на возраст от 17 до 25 лет. Опыт, накопленный в этот период, оказывает фундаментальное формирующее влияние на всю оставшуюся жизнь, в течение которой люди становятся все менее восприимчивыми к изменениям.
Наиболее известной стала классификация поколений, предложенная в 1991 году американцами Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом. Они уверяют, что каждые 20–25 лет появляется новое поколение, которое отличается от предыдущих привычками, характером, ценностями и целями. Согласно этой теории в XX веке последовательно сменяли друг друга «молчаливое поколение» (рожденные в 1923–1943 годах), «поколение беби-бумеров» (1943–1963), «поколение X» (1963–1984), «поколение Y» («миллениалы», 1984–2004) и, наконец, «поколение Z» (2004 года рождения и моложе).
– Всегда ли смена поколений приводит к разрыву между ними? Чем это чревато?
– Безусловно, не всегда. Однако в настоящее время происходит перераспределение процесса преемственности и смены поколений в социуме. С одной стороны, мы замечаем положительные аспекты: рост инновационной активности молодежи, очень быстрое освоение информационно-коммуникационных технологий. С другой стороны, на фоне влияния интернета на нашу жизнь происходит смещение системы координат социального взросления молодежи. Имеет место тенденция разрыва поколений. Это когда старшее поколение не обладает достаточным авторитетом, а его система нравственных ценностей уже не является сколько-нибудь значимой в молодежной среде, которая погружается в состояние духовно-нравственного вакуума. Многие эксперты отмечают, что такая ситуация может повлечь негативные социальные последствия для общества, в частности угрожает его стабильности и целостности, особенно на фоне экспансии стандартов массовой потребительской культуры.
– Для каждого поколения характерны свои поведенческие маяки, на которые родители ориентируют детей. Мои, например, часто повторяли: «трудности закаляют» и «скромность украшает». А какие установки у нынешнего поколения?
– Происходит смена поколений, хотим мы этого или не хотим. Я больше чем кто-либо это понимаю. Но не надо ничего ломать. Давайте, как разумные люди, пройдем этот период смены поколений по-настоящему красиво. Потому что сломать просто, а потом восстановить будет очень сложно или, возможно, не получится. Поэтому давайте не будем ломать, давайте не будем бросаться в омут этих событий.– Жизненные принципы молодых белорусов все более отделяются от идеалов, сформированных в советский период, и включают в себя ценности индивидуализма и частной жизни, свойственные рыночной социально-экономической модели и западному образу жизни. В 1990 году лишь треть молодежи в момент жизненного старта после окончания школы была ориентирована на материальное благополучие. Сегодня же оно является одним из главных показателей успеха у молодого поколения и связывается с возможностью покупать то, что хочется и нравится, распоряжаться собственным имуществом, свободно выбирать род занятий, место жительства и перемещения. В качестве главного условия, определяющего выбор работы, молодые люди выдвигают размер заработной платы и гораздо меньше внимания обращают на другие аспекты – хорошие условия и режим труда. Это означает, что у нынешнего поколения молодежи сложилось такое восприятие действительности, где делается ставка на успешность, материальный достаток, достижение высокого профессионального и социального статуса. В результате у многих зашкаливают средовые влияния, особенно социальное расслоение. Так, некоторые дети и подростки комплексуют по причине наличия или отсутствия у них смартфона определенной марки, статуса их родителей.
Нашему поколению не стыдно, уходя из политики, экономики, передать вам, новому молодому поколению, и предъявить вам то, что мы создали. Но самое главное – мы передаем нашим детям, внукам суверенную, независимую страну. Впервые в многовековой истории мы имеем свое государство со всеми атрибутами.
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко
(из выступления перед коллективом и строителями БелАЭС 7 ноября 2020 года)
– Опираясь на результаты исследования БИСИ, проведенного в 2020 году, попробуйте описать портрет современного молодого белоруса: как он живет, что любит и о чем мечтает. Насколько этот образ отличается от молодого человека 20-летней давности?
– Сегодняшней белорусской молодежи в целом свойственно позитивное социальное самочувствие. Это подтверждается высокой степенью удовлетворенности своей жизнью: около 80 процентов юношей и девушек в той или иной мере устраивает их жизнь (недовольных лишь около 16 процентов). Также молодежь с оптимизмом смотрит в будущее: около 60 процентов считают, что в течение ближайшего года их жизнь улучшится (пессимистов лишь около пяти процентов). При этом более позитивные оценки свойственны молодежи 18–24 лет, чем 25–29 лет.
В отличие от молодежи начала 2000-х современные молодые люди хотят не только достигнуть материального достатка, но и самореализоваться. Непреодолимое желание доказать свою особенность объясняет рост интереса к индивидуальному предпринимательству, воплощению собственных проектов, популярность блогерства и фриланса. При этом молодежь часто не учитывает высокую конкуренцию, присущую данным сферам, в которых преуспевают и становятся звездами лишь единицы.
Не последнее место в иерархии ценностных установок молодежи занимают создание крепкой семьи, рождение и воспитание детей. Самым популярным вариантом планирования семьи видится такой: папа, мама и двое детей. Еще один положительный момент: молодые люди ориентированы на сохранение и укрепление своего здоровья. Это соответствует мировому тренду на здоровый образ жизни.
В отличие от молодежи начала нулевых для большинства сегодняшних юношей и девушек главным источником информации является не телевидение, а интернет. Около 85 процентов молодых пользователей (по их собственному признанию) чаще всего заходят в социальные сети, 50 процентов посещают развлекательные сайты с музыкой, фильмами и новостные порталы, значительная часть (около 40 процентов) – интернет-магазины, треть – образовательные и научные ресурсы. Каждый пятый молодой пользователь проводит время за онлайн-играми, каждый десятый – за чтением блогов.
Вместе с тем молодым людям присуща и социальная активность: кроме участия в общественных объединениях все более привычным полем для самореализации становятся волонтерство, благотворительные и гуманитарные проекты.
– Каким приоритетам следует новое поколение, выбирая будущую профессию? Учатся ради корочки или из интереса?
– Радует, что молодежь выделяют добросовестный труд, предприимчивость и образованность как главные условия для успешной жизни. Молодые люди осознают: чтобы гарантировать себе и своей семье обеспеченное будущее, нужно много и настойчиво работать. Реже они видят перспективы успеха в предпринимательской инициативе, образовании, а также в связях за рубежом и миграции. Наименее интересными для молодежи ключами к успешной жизни являются государственная служба, переезд в Минск для трудоустройства и брак по расчету.
– Как смена поколений влияет на различные сферы жизни общества: трудовые отношения (к примеру, чаще ли нынешняя молодежь отдает предпочтение фрилансу и работе на удаленке), экономику, политику?
– Молодежь в целом стремится к большей самостоятельности: около 40 процентов опрошенных заявили о готовности заниматься предпринимательской деятельностью. Широкое распространение получают новые формы трудовой деятельности, в том числе фриланс. В региональном разрезе в таком формате больше всего хотели бы трудиться жители Минска и Витебской области (по 17 процентов). Кстати, за последние десять лет чистых фрилансеров (людей, для которых такой вид занятости является единственным видом заработка, а не подработкой) в Беларуси стало в несколько раз больше. Популяризации работы вне офиса во многом содействует нынешняя эпидемиологическая ситуация. Во фриланс приходит все больше молодых женщин.
Политические взгляды молодежи в основном мало отличаются от тех, которые разделяет взрослое население страны в целом. Большинство юношей и девушек (около 60 процентов) заявили, что различий в их взглядах и взглядах родителей нет. При этом результаты опроса красноречиво говорят об аполитичности белорусской молодежи. Так, в работе партий и других политических организаций в нашей стране участвовало менее одного процента молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, а большинство юношей и девушек (около 60 процентов) вообще не интересуются политикой. То есть, несмотря на политическую турбулентность последнего года, нельзя говорить о некой массовой политизации молодежи.
derzhanovich@sb.by
Рисунок Анатолия ЩЕГОЛЕВА.