Новый рынок не потерял ни в арендаторах, ни в покупателях.
От Пинска до Таиланда
В деревню Таборы добираемся на маршрутном такси с уже узнаваемым фруктово-овощным логотипом. Поездка от станции метро «Каменная Горка» занимает минут десять. В автопарке рынка — шесть микроавтобусов и один автобус. Транспорт больше года бесплатно возит пассажиров. Однако с 5 апреля маршрут станет платным.
Рынок пользуется огромной популярностью у покупателей.
На часах всего 10:00, а на рынке уже не протолкнуться от покупателей. В торговых рядах автомобили и вовсе собрались в небольшие заторы. Шумно, людно и больше похоже на улей. Оно и неудивительно — 16 гектаров территории уже полностью освоено. А посетителей с каждым разом становится все больше.
Проходим мимо бесплатной автостоянки на 700 мест. Достаточно взглянуть на номерные знаки припаркованных автомобилей — и сразу становится ясно: рынок очень популярен. Парковочные места делят авто из всех регионов.
Первым делом отправляемся в ту часть рынка, в которой торгуют сезонной плодоовощной продукцией. Это четыре огромные площадки под навесами, каждая из которых на 72 места. Все они, а их здесь 288, предусмотрены под торговлю с автомобиля. Под тремя навесами бойко идет оптовая торговля, под одним — розничная.
Привлекает людей не только разнообразный ассортимент, но и цены на него. И у меня, кажется, от красок начинает рябить в глазах. Бананы и гранат, киви и апельсины, перец и огурцы, клубника и манго. По выкладке товара на некоторых торговых точках можно изучать географию — от яблок из Пинска до манго из Таиланда. Перечень продуктов — на любой вкус, цены — на любой кошелек. Например, килограмм яблок можно купить за 90 копеек и выше, винограда — за 3 рубля, за килограмм граната разные продавцы просят от 4 до 6 рублей. Болгарский перец стоит от 5 рублей и выше за килограмм, молодой чеснок — 7 рублей, томаты можно купить от 4 и выше. Все это плодоовощное великолепие — привозное. Гранат из Азербайджана, клубника из Египта. Позже ягода пойдет из Греции, Марокко и Болгарии. Белорусская продукция — яблоки, огурцы и зелень.
Две площадки для оптовой торговли обходим стороной. Еще одна отдана для тех, кто торгует продукцией, выращенной на собственном приусадебном участке либо ферме. Здесь не так многолюдно. Спросом пользуется картофель за 70 копеек за килограмм, морковь за 90 копеек и редис — от 5 рублей. Однако самый популярный товар — лук-севок, килограмм которого стоит от 3,5 рубля. Цены, может, не слишком отличаются от магазинных. И они могут меняться в течение дня. Но здесь ведь выбор!
— Всего на рынке 1200 торговых объектов, из них 323 торговых места и 878 торговых объектов, — уточняет начальник коммерческого отдела ТД «Ждановичи» Дмитрий Смоляк. — И их количество увеличивается.
В едином стиле
С Дмитрием Смоляком встречаемся в его рабочем кабинете. Попасть в здание сегодня можно только после соблюдения всех эпидемиологических правил. Надо надеть медицинскую маску, обработать руки антисептиком — для этого есть дозатор с дезинфицирующим веществом. Меры необходимые, потому что входные двери в здании администрации рынка не закрываются, кажется, никогда.
Ряды для оптовой продажи никогда не пустуют.
Позже вместе с Дмитрием Смоляком заглядываем на ряды с непродовольственными товарами. Вот здесь покупателей пока немного. Зато приобрести можно почти все, на что хватит фантазии. Бытовая химия, жидкое мыло, поливочный шланг, дверная фурнитура, грабли, лопаты, автомобильные товары и женские легинсы — это только то, что удалось выхватить взглядом. Все по вполне приемлемым ценам.
Проходим мимо мобильного ангара для досмотра карантинной продукции. Овощи и фрукты подвергаются полному фитосанитарному контролю. Есть здесь и лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы, специалисты которой проверят продукцию на пестициды, нитраты и радиацию.
А вот где картинка выбивается из общей, так это на рядах с одеждой. Торговля здесь идет не так бойко, как хотелось бы продавцам. То ли покупатели не проснулись, то ли люди не знают, что рынок не только овощной да фруктовый. Хотя прицениться есть к чему — начиная от спортивных костюмов и белья, заканчивая куртками и модными джинсами. Почти год назад, когда предприниматели только приглядывались к новому рынку, ассортимент был более скудный.
Отправляемся в торговые ряды с бакалеей. Они оформлены в едином стиле, как предусматривает концепция развития «Нового Лебяжьего». Под общим козырьком — торговые объекты с одинаковыми стеклопакетами, роллетами и в единой цветовой гамме. В них найдешь все, что душе угодно: подсолнечное масло, приправы, сахар, макароны и разнообразные сладости. Сахар стоит 2 рубля за килограмм, приправа — от 50 копеек за пакетик, подсолнечное масло — 3 рубля за литр.
Здесь большой выбор бакалеи.
Сложно пройти мимо торговых рядов с мясной, рыбной и молочной продукцией. На прилавках нахожу, считай, всю Беларусь. Проще сказать, каких производителей здесь нет.
Обращаю внимание: людей и машин много, а мусора на рынке нет.
— Территорию убирает почти три десятка уборщиков, — уточняет Дмитрий Смоляк. — В их арсенале тракторы, подметальные машины. Зима подбросила сюрпризов — каждый день вывозили около 1000 кубов снега. Но справились.
Работа на рынке кипит с самого утра.
Замечаю вышку сотовой связи, которую устанавливают почти в центре рынка. Администрация так улучшает мобильную связь. Если все пойдет по плану, то посетители рынка смогут пользоваться бесплатным интернетом. Едут ведь сюда не только из всех уголков страны, но и из других государств.
Торговля оптом идет полным ходом.
— На территории рынка предусматриваем построить кафе, расширить парковку еще на 300 мест, — делится Дмитрий Смоляк. — К открытию весенне-летнего сезона традиционно предполагается расширение объектов розничной торговли.