Дикие кабаны атакуют огороды. Что делать?

В редакции то и дело раздаются телефонные звонки с вопросами: “Что делать, если дикие кабаны уничтожили картошку? Куда надо обращаться, чтобы возместить ущерб?” Расспросив подробнее владельцев пострадавших участков, приходишь к выводу, что в большинстве случаев они сами и пальцем не пошевелили, чтобы защитить свои картофельные посадки от четвероногих потравщиков.

Когда я недавно проезжал по деревням Лепельского района, довелось наблюдать, как люди закрывают дорогу зверям к огородам. Это и изгороди, которые служат серьезным препятствием для лосей, и обычный плетень, не позволяющий дикому кабану “ткнуть в огород свой нос”. Некоторые владельцы земельных участков устанавливают шумовые и световые отпугиватели. Да мало ли других способов охраны посевов придумал народ. Там, где позаботились о защите, как правило, нет потрав.
Ну а если все же лесные пришельцы изуродовали борозды и уничтожили урожай? Куда обращаться за возмещением ущерба? В Госинспекции охраны животного и растительного мира пояснили, что в случае обнаружения фактов уничтожения или повреждения сельскохозяйственных культур пользователи земельных участков должны в двухдневный срок проинформировать комиссию по предупреждению уничтожения или повреждения охотничьими животными сельскохозяйственных и лесных культур. Такие комиссии созданы местными органами в каждом районе.
Сельскохозяйственные и лесные культуры считаются поврежденными, если вследствие повреждения указанных культур требуется их пересев, восстановление или происходит снижение урожая более чем на 10 процентов.
Комиссия в двухдневный срок совместно с собственниками, которым причинен ущерб, и пользователями охотничьих угодий должны организовать осмотр участков и определить мероприятия по дальнейшему предупреждению уничтожения или повреждения культур, а также степень повреждения, размеры ущерба.
Кто же должен возмещать такой ущерб?
В Правилах ведения охотничьего хозяйства и охоты записано: “Ущерб, причиненный в результате уничтожения или повреждения охотничьими животными сельскохозяйственных и (или) лесных культур, возмещается местными исполнительными и распорядительными органами или пользователями охотничьих угодий в зависимости от того, в чьем ведении находятся охотничьи угодья, в которых обитают указанные животные”.
Наши читатели спрашивают: “А были случаи возмещения ущерба, причиненного дикими зверями?”
Были. В этом году хозяйственный суд Минской области рассматривал материалы дела по иску крестьянско-фермерского хозяйства “Сула” Столбцовского района, возглавляемого Владимиром Радевичем, к районной организации РГОО “БООР”. Иск был заявлен о взыскании с ответчика 6 804 033 рублей ущерба, причиненного охотничьими животными на картофельном поле. Согласно материалам дела и пояснениям представителей сторон, площадь уничтоженного картофеля в акте от 24 июня 2006 года составила 2,67 гектара, а в акте от 20 сентября 2006 года — 4,1 гектара. Истец дважды уведомлял комиссию о происходивших с 12 мая 2006 года потравах, однако должных мер принято не было.
Финал истории с дикими кабанами на картофельных плантациях Владимира Радевича таков: суд взыскал со Столбцовской районной организации РГОО “БООР” в пользу КФХ “Сула” 3 753 051 рубль. Как видим, потери, которые указаны крестьянским хозяйством, возмещены частично. Но Владимир Радевич, натерпевшийся мытарств, чтобы доказать свою правоту, доволен и этим. “Этой суммы, — говорит он, — хватило на покупку электропастуха. Сейчас дики боятся нашего поля, как огня...”
Электропастух — знакомое работникам сельского хозяйства устройство, оно предназначено для ограждения пастбищ для животных электропроводом с небольшим напряжением. Проявив смекалку, фермеры Столбцовщины умело используют электропастухи для охраны посевов от набегов диких животных.
Сегодня у Владимира Радевича и его коллег 280 гектаров пашни, где выращиваются картофель, рожь, ячмень, рапс, гречиха. Зерновые нынче “подкачали”, но по 26 центнеров с гектара вышло. Часть зерна реализована, часть сдана по госзаказу, осталась гречиха, которая еще зреет. Урожайной ожидается картошка, размещенная на 50 гектарах. Фермеры, чтобы не рисковать, наладили серьезную охрану борозд, в том числе и с использованием электропастуха. Тем самым приняли меры по предупреждению уничтожения посевов.
Владимир Радевич с одобрением отозвался и о хозяевах охотничьих угодий — они отвлекают диких животных, организуя в лесу кормушки, посадки “любимых” растений, культур. Егери чаще стали ходить в ночное дежурство. Да и сами фермеры не спят в шапку — практикуют объезды своих полей в ночное время, отпугивают зверя хлопушками, другими способами.
Конечно, нет пока гарантии, что лесные обитатели не проникнут на личные огороды граждан и в угодья фермеров, несмотря на чинимые им преграды. Но потравы не будут ощутимыми, если каждый владелец участка, расположенного у леса, позаботится о будущем урожае хотя бы так, как это делают в фермерском хозяйстве Владимира Радевича.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter