Как сельхозпредприятия находят новые источники кормового растительного белка

Бобовые посеешь, на бобах не останешься

Обеспечить поголовье скота собственными кормами с высоким содержанием протеина получается не у всех хозяйств. Мы вынуждены закупать основные белковые корма за пределами страны. Объемы их потребления постоянно растут. Если в 2006 году закуплено свыше 620 тысяч тонн соевых и подсолнечниковых шротов и жмыхов, то в прошлом — больше миллиона тонн. Конечно, отказаться от импортного шрота для свиноводства и птицеводства нельзя. А вот для КРС его импорт может сократиться в несколько раз. Чем заменить? Бобовыми и зернобобовыми культурами. Корреспондент «СГ» узнала, как решают проблему дефицита растительного белка в рационах сельскохозяйственных животных и что предлагают аграриям селекционеры.

Бригадир животноводческой фермы ОАО «Агро-Мотоль» Татьяна Радковец.

– БЕЛКОВАЯ питательность рациона коров выражается в содержании сырого и переваримого протеина. Второго в идеале на каждую кормовую единицу должно быть 100—110 граммов. У нас этот показатель примерно 60—80 граммов. Дефицит нарушает нормальную жизнедеятельность животного. А в зернобобовых культурах белка содержится до 40 процентов, углеводов — до 50, жиров — до 18, что в четыре раза больше, чем в злаковых, а переваримого протеина на одну кормовую единицу — от 160 до 250 граммов. Одна тонна сои может сбалансировать 10 тонн зернофуража, а один килограмм люпина по питательной значимости приравнивается к 0,7 килограмма сои. Зернобобовые к тому же выполняют роль азотфиксатора в почве и идеального предшественника для зерновых. В хозяйствах, где эти вещи знают, имеют в том числе и поэтому рекордные надои, — дает вводную главный специалист респуб­ликанского объединения «Белсемена» по Брестской области, кандидат сельскохозяйственных наук Александр Немирович.

Потребность общественного животноводства в целом по республике не менее 23 миллионов тонн кормовых единиц, в которых должно быть около 3,6 миллиона тонн сырого протеина. Зернобобовые при таком раск­ладе должны занимать около 350 тысяч гектаров, обеспечивать около 1280 тысяч тонн кормовых единиц, или 303 тысячи тонн сырого протеина. На деле ситуация иная, утверждает Александр Немирович:

— Посевные площади зернобобовых культур в 2019 году составили 201 тысячу гектаров, из них 48 тысяч — в чистом виде и 153 тысячи — зернобобовые смеси.

Комбикормовый завод ОАО «Великосельское-Агро».

Специалисты выделяют несколько основных источников обогащения рационов переваримым протеином: производство бобовых трав на пашне и лугопастбищных угодьях, выращивание высокобелковых технических культур и их производных — шротов и, наконец, зернобобовые культуры. Относительно последних, опираясь на научные данные, делают оговорку: введение в рацион коров большого количества гороха способно причинить животным вред. Причина — в содержащихся в нем веществах, которые препятствуют усвоению белка. 

— Беларусь — не средняя полоса США, — добавляет Александр Немирович, — где кормление можно сбалансировать производством зерна кукурузы и сои. Но даже в Израиле, где достигли небывалой продуктивности, рацион невозможно насытить протеином только за счет одного из перечисленных направлений. Эти аксиомы знают все работники села, но устойчивых тенденций увеличения производства растительного белка пока не наблюдается.

Оператор установки по переработке маслосемян ОАО «Агро-Мотоль» Александр Стасевич.

Значимость бобовых трав и зернобобовых культур в импортозамещении рачительные хозяйственники понимают. Показателен в этом плане пример ОАО «Мурава» Пружанского района, которое специализируется на производстве семян зерновых и зернобобовых. Несмотря на то что несколько лет назад из-за засухи и отсутствия спроса пришлось сократить производство семян элиты гороха, проблема протеинового дефицита здесь не стоит.

— Зернобобовые в структуре зернового клина занимают почти 12 процентов. Урожайность не менее 45 центнеров с гектара, — делится подробностями директор ОАО «Мурава» Петр Билецкий. — Потребность в комбикормах для всех возрастных групп животных и в зависимости от их продуктивности закрываем. Самостоятельно обеспечиваем почти 70-процентную потребность растительного белка. Остальное — сбалансированные комбикорма, премиксы и шроты. Такой подход позволяет получать от коровы 7733 килограмма молока при товарности 92 процента. Каждый килограмм своего белка обходится почти на 40 процентов дешевле привозного. В итоге падает себестоимость молока и мяса. 

ИНАЧЕ к решению вопроса замещения импортного растительного белка подошли в ОАО «Великосельское-Агро» Пружанского района — построили собственный комбикормовый завод. Сырье для него, в том числе более 2,5 тысячи тонн зерна кукурузы и свыше 700 тонн гороха, — собственного производства. Отменная урожайность — результат высокоинтенсивной технологии производства сельхозкультур.



— Ежегодно со специализированными организациями и научными учреждениями закладываем несколько опытно-демонстрационных полей. И в этом году, работая вместе с республиканским объединением «Белсемена», планируем засеять широкий спектр сор­тов зернобобовых культур отечественной и зарубежной селекции. Что касается рациона, то его изменяем в зависимости от ценности животного. К примеру, для высокоудойных коров в состав комбикорма вводим свыше 40 процентов кукурузы, 20 процентов ячменя, 8 процентов пшеницы, сое­вого и рапсового шрота по 16 и 6 процентов соответственно, премикс, монокальцийфосфат, оптиген, соль и пробиотик. При таком составе удельный вес растительного белка собственного производства превышает 52 процента. Для менее продуктивных животных добавляем горох и имеем уже 65 процентов белка, — рассказывает директор ОАО «Великосельское-Агро» Василий Севостьянчик.

Короткий, но красноречивый штрих к сказанному: в прошлом году здесь получено более 8240 килограммов молока от коровы. 

Только зерном колосовых и горохом коров не накормишь. Это хорошие, но всего лишь добавки в рационы. Должны преобладать травяные корма, уверены в ОАО «Агро-Мотоль» Ивановского района. В них самый дешевый белок. Но вырастить еще полдела, нужно в нем сохранить питательные вещества. Здесь важно все: степень измельчения, уплотнение массы, сроки, качество герметизации. В хозяйстве с этим полный порядок: по итогам прошлого года средний удой молока от одной коровы превысил 8 тысяч килограммов. 

Причем в рационе импорт если и присутствует, то косвенно: в поставках семян бобовых и злаковых трав, зернобобовых. Семена высоких репродукций иностранных селекций аграрии выращивают у себя и на основе этого создают травосмеси. Правда, песчаные и торфяно-болотные почвы не позволяют засевать поля исключительно люцерной, хотя, как говорят здешние агрономы, это был бы идеальный вариант. Приходится идти другим путем: сеять комбинированные кормовые смеси, в основе которых райграс, овсянница, различные клевера.

— Основной источник белка — это травы с высоким его содержанием и сенаж из них. Универсального рецепта нет. Как блины-пышки у каждой хозяйки получаются разные, так и состав корма в каждом хозяйстве подбирают под свои требования, — уточняет директор ОАО «Агро-Мотоль» Вячеслав Каштальян. — Второй по значимости компонент — рапсовый шрот, немного подсолнечника, горох. 

Эти самые пышки здесь выпекают на кормовом экструдере, который перерабатывает зерно подсолнечника в смеси с кукурузой, белковыми зерновыми культурами. Интересно, что машина способна расщеплять ферменты, выделять углеводы, тем самым повышая переваримость и питательность кормов до 90 процентов.

Очевидно, что при увеличении производства своего белка для животноводства без участия отечественных селекционеров не обойтись. Но есть нюансы, отмечает Александр Немирович:

— Наибольший удельный вес в структуре зернобобовых культур занимают горохи. Большинство специалистов подтвердят: из-за технического несовершенства уборочных работ и возделывания отечественных сортов этой культуры в чистом виде существуют риски потери урожая из-за полегания посевов еще до начала уборки. Положение можно исправить, если высевать зернобобовые в смесях с поддерживающими культурами. Например, гороха и горчицы в соотношении 0,9 и 1,1, гороха и люпина — 0,7 и 1,0, гороха и ячменя — 0,6 и 2,5 миллиона семян.

Селекционеры считают, что в перспективе потребности в растительном белке должны быть удовлетворены за счет посевов зернобобовых культур и рапса.

— Доля бобового компонента в злаковых зерновых и травяных смесях должна составлять не менее 50—80 процентов. Кроме того, необходимо усовершенствовать систему семеноводства высокобелковых культур по видовому, сортовому и репродукционному составу, — подчеркивает ученый.

Специалисты полагают: 2020-й может стать прорывным в обеспечении дополнительных источников своего белка. Но самое главное, чтобы площади под бобовые травы и зернобобовые культуры увеличивались не по указанию сверху, а инициативу проявляли сами хозяйства.


КОМПЕТЕНТНО

Генеральный директор республиканского объединения «Белсемена» Максим Карпук:

— По инициативе министра сельского хозяйства и продовольствия 2020 год объявлен в АПК Годом белка. «Белсемена» изучает опыт сельхозорганизаций, которые за счет выращивания зернобобовых культур сумели на 80 процентов и выше обеспечить рацион животных. Достижения аграриев — достойный пример для подражания — освещаются в республиканских СМИ.

veselukha@sb.by

Фото Владимира ШЛАПАКА, Александра НЕМИРОВИЧА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter