«Формула-1». Гран-при Майами. Гонка

Это должно было случиться

Давненько в «Формуле-1» не было такого: десятки тысяч зрителей на трибунах с замиранием сердца и волнением молча ждали, пока лидер гонки завершал свои последние круги, а затем взрывались эмоциями и радостью от осознания, что заслуженная победа  случилась. Ландо Норрису понадобилось 110 гонок, чтобы наконец-то открыть счет своим победам. Причем никто из лидирующей группы пилотов не сошел с дистанции, а просто остались позади гонщика «МакЛарен», не сумев удержаться в его темпе.

Ландо Норрис шел к этой победе 110 Гран-при

Конечно, не обошлось без элементов везения. Но в гонках автоспорта огромные скорости издавна являлись причиной многих несчастных случаев, а  рисковать жизнью  стало неотъемлемым фактором этого вида спорта. Поэтому удачно сложившиеся обстоятельства называют здесь не просто везением, а с уважением и почитанием «ее Величество Удача».

Скорость машин «МакЛарен» в Майами после привезенных сюда обновлений заметно выросла. И не случайно уже на стартовом круге Оскар Пиастри сумел пробиться с 6-й стартовой позиции на 3-ю, а затем еще и обогнать «Феррари» Шарля Леклера, начав преследование «Ред Булл» под номером один действующего чемпиона Макса Ферстаппена.  Юный австралиец всего второй сезон проводит в британской «конюшне», но восхищает его умение справляться со своим болидом. Его напарнику, более опытному Ландо Норрису, 5-й сезон выступающему за «МакЛарен», приходится чуть ли не в каждой гонке доказывать свое право первого пилота, причем не всегда это удается. 

Кстати будет отметить, что на стартовой решетке пилоты британской команды стояли на одном ряду, чуть впереди – Ландо на 5-й позиции, чуть позади его – Оскар на 6-й. Но в результате удачного прорыва австралийцу удалось обойти не только напарника, но также  Серхио Переса на «Ред Булл»  и Карлоса Сайнса на «Феррари». Норрис же остался 6-м, пересекая стартовую линию после первого круга.

Ход гонки

Начавшаяся волна пит-стопов позволила Ландо Норрису  приблизиться к лидирующей группе, оказавшись 4-м. А вот Максу Ферстаппену, который со старта возглавлял гонку, все никак не удавалось значительно оторваться от преследовавшего его Оскара Пиастри. 3,5 секунды были не очень убедительными для голландского чемпиона, учитывая, насколько его машина в предыдущих гонках была явно быстрее остальных. И это вынуждало гонщика «Ред Булл» рисковать и атаковать поребрики трассы на каждом круге. В одном из поворотов Макс ошибся и даже сбил ограничительный пластмассовый столбик, который благодаря системе «hаlо» не причинил голове пилота никакого вреда.

Напомню, эта система на болидах с открытыми колесами появилась не так давно. Halo в переводе с английского буквально означает «ореол», «нимб». В официальных документах система имеет более точное название «дополнительная дуга безопасности» (secondary roll structure). Эта титановая  дуга располагается вокруг головы гонщика, напоминая по форме ореол или нимб, отсюда и название «halo». Она призвана защищать голову пилота от летящего массивного предмета, от крупного обломка до целого болида. Ее функциональность была уже на практике подтверждена многочисленными случаями, лишив скептиков этой идеи всяких контраргументов.

Чтобы убрать обломки столбика с трассы, стюардам пришлось объявлять даже режим виртуального сэйфети-кара. Но воспользоваться этим для замены шин с минимальной потерей времени удалось лишь трем пилотам, да и то из группы «середняков».  Самому «виновнику» инцидента пришлось ехать к механикам для замены шин и проверки болида уже после снятия ограничений скорости. Таким образом, Макс Ферстаппен вернулся на трассу 4-м, позволив на некоторое время Оскару Пиастри возглавить гонку. В течение 5 кругов австралиец наслаждался этим счастливым моментом. Всякий раз проезжая мимо стартовой прямой, он мог видеть свои инициалы на информационной вышке в самом верху списка.

А вот события 28-го круга были для тактических маневров команд сродни лотерее. Только Пиастри и Сайнс совершили свои пит-стопы в обычном гоночном режиме, оставив Ландо Норриса в лидерах гонки, как случилась авария в хвосте пелотона. Кевин Магнуссен, пытаясь  совершить обгон Логана Сарджента, слишком оптимистично зашел по внутреннему радиусу первого поворота – подскочив на поребриках, его «Хаас» ударился в «Уильямс» соперника. На трассу выехала «машина безопасности», и именно этот момент стал решающим для Ландо Норриса и «МакЛарен». Поскольку Бёрн Майландер выехал на своем сэйфети-каре позади лидера гонки, то для Ландо это была идеальная возможность заехать на пит-стоп и получить у своих механиков новые шины фактически без потери времени. Он вернулся на трассу позади лидирующей группы, но по регламенту «Формулы-1» он оставался лидером. Поэтому Майландер, не покидая трассы, вынужден был пропускать  вперед себя всех пилотов, которые оказались на круг позади Норриса, пока к «машине безопасности» не подъехал сам Ландо.

Выезд «машины безопасности» помог Ландо Норрису одержать победу

Заново сформировавшийся авангард пелотона перед рестартом был уже в таком порядке: Норрис, Ферстаппен, Леклер, Пиастри, Сайнс и Перес. Мексиканец, замкнувший эту группу, успел даже по второму разу «переобуться», поскольку в данной ситуации это никак не влияло на его позицию на трассе.

Момент рестарта мы ждали с волнением. Дело в том, что Макс Ферстаппен за свою формульную карьеру успешно освоил  тактическую новинку – она на грани фола позволяла ему удачно атаковать соперников со второй позиции, на которой он был в данном  случае.  Суть его «ноу-хау» заключается в том, что в ожидании ухода машины безопасности с трассы всегда есть момент, когда лидер гонки слегка притормаживает остальных гонщиков и затем резко стартует, пытаясь воспользоваться преимуществом своей лидирующей позиции. Регламент запрещает его соперникам обгонять лидера до того момента, пока он не пересечет линию старта. Но Макс умудрялся в такой ситуации быть практически на уровне машины лидера и формально имел право совершать обгон сразу же после пересечения стартовой линии.

Два года назад регламент из-за этого был несколько уточнен, и теперь преследовавшие друг друга пилоты должны были быть позади корпуса впереди идущей машины, чтобы хронометры на стартовой прямой четко фиксировали прохождение болидов. Тем не менее пилотирование Макса чуть ли не параллельно лидирующей машине при подготовке к рестарту всегда выглядит несколько нервирующим и провокационным, как отмечают его соперники. Правда, в последние два года мы очень редко видели Макса не в роли лидера на рестартах, поэтому в меньшей мере обращали на это внимание. В Майами Ферстаппен попытался было также прессинговать Ландо Норриса, но британец не стушевался и после зрелищного противостояния на стартовой прямой сумел отразить атаку голландского чемпиона в первом повороте. 

А затем случилось то, чего никто не ожидал. Машина «МакЛарен» в руках Норриса словно забыла, кто является действующим чемпионом и бесспорным лидером последних лет. Она стремительно отрывалась от «Ред Булл». Фактически у Макса Ферстаппена не было ни одной возможности провести повторную атаку на соперника. Более того, на финише отрыв составил уже 7,5 секунды. Вот почему на последних кругах все замерли, не веря, что долгожданная победа Ландо Норриса станет реальностью. Хотелось, чтобы британец избежал технических неполадок и не совершил ошибки в пилотировании.

Результаты гонки

Такое же напряжение охватило и командный мостик «МакЛарен». И когда их второй пилот пытался активно атаковать своего соотечественника Даниеля Риккиардо в хвосте пелотона, где Оскар Пиастри оказался после инцидента по вине Карлоса Сайнса, то ему была высказана просьба в таком виде: «Оскар, будь аккуратен, Ландо лидирует, и нам не нужен еще один сэйфети-кар». Интонация, с которой эта просьба была передана инженером британской конюшни своему подопечному, была очень красноречивой.

Очень талантливый Оскар Пиастри в «Формуле-1» всего второй год

На финишную линию Ландо Норрис въезжал под бурные овации взорвавшегося своими эмоциями автодрома. Нельзя сказать, что у Макса Ферстаппена нет своих фанатов в Майами. Но тем не менее болельщиков Ландо Норриса в этой англоязычной части света было явно побольше. К тому же постоянное доминирование «Ред Булл», не оставляющее шансов соперникам на победу, порядком поднадоело. Естественно, что гонщиком дня с большим отрывом был избран в этот уикенд именно Ландо Норрис. Его слезы радости, которые британский пилот не мог сдержать перед награждением на подиуме, были лучшим отражением его внутренних чувств.

Безусловно, в этот день « ее Величество Удача» одарила  Ландо Норриса  своей белозубой голливудской  улыбкой. Но нельзя не заметить и то, что Ландо в полной мере сумел показать и собственное мастерство. Его отрыв на финише от преследователя, в роли которого был рекордсмен по числу беспроигрышных гонок Макс Ферстаппен, лучшее тому доказательство.

Может ли это изменить дальнейший ход чемпионата в этом сезоне? Пожалуй, это главный вопрос, который возникает у всех по результатам Гран-при Майами. Нам бы этого очень хотелось, чтобы вернуть интригу в «Формулу-1». Не удивительно, что сам голландский чемпион, пока еще уверенно лидирующий в личном зачете со 136 очками против 103 у его напарника Серхио Переса, на пресс-конференции признался, что ему очень этого не хотелось бы.    

Пиастри и Сайнс, кто прав и кто виноват?

Оказавшись позади «МакЛарен» Оскара Пиастри, испанский гонщик практически большую часть гонки провел в атаках его «Феррари» на болид австралийца. Даже свой пит-стоп соперники проводили одновременно, подключив к своей дуэли и механиков. Обе команды были на высоте проведения операции по замене шин, преимущества не получил ни тот, ни другой пилот. Особую остроту это противостояние приобрело уже после рестарта.

Во время одной из атак Карлос слишком оптимистично зашел по внешнему радиусу, но выбранная Оскаром траектория для прохождения этого поворота не оставила места пилоту «Феррари». Он выехал за переделы поворота и тут же решил подключить свою «группу поддержки» в виде командного мостика. Испанец ни много ни мало потребовал от своего инженера обратиться к руководству гонки, чтобы соперник вернул ему позицию. Понятно, что в пылу борьбы Сайнс не мог быть объективным в своих желаниях. Ведь на самом деле он не сумел обойти еще Ландо Норриса, чтобы пытаться требовать подобное. Стюарды приняли сторону пилота «МакЛарен». Показательным было сообщение командного мостика британской «конюшни» своему иному пилоту: «Оскар, Карлос хочет, чтобы ты ему вернул позицию. Мы – против этого… Стюарды тоже против».

Карлос Сайнс в этой униформе «Феррари» проводит свой последний сезон.

Несколькими кругами позже Сайнс вновь предпринял жесткую атаку соперника в этом же повороте. Только на этот раз он занял внутреннюю траекторию. В отличие от первого случая, когда Пиастри был впереди его, Карлос слишком поздно затормозил, и в легком заносе его «Феррари»  ударил болид «МакЛарен». Обе машины продолжили движение с той лишь разницей, что Сайнс вышел вперед. А вот Оскару пришлось пропустить вперед себя еще и Серхио Переса на «Ред Булл», и Льюиса Хэмилтона на  «Мерседес». Австралиец тут же поехал в боксы для замены поврежденного носового обтекателя, а заодно и для получения нового комплекта шин.

Оставшиеся  18 кругов гонки были сродни показательному выступлению команды «МакЛарен». Ландо Норрис потихоньку отрывался от преследовавшего его действующего чемпиона Макса Ферстаппена, а Оскар Пиастри с еще большей скоростью прорывался сквозь весь пелотон неуступчивых соперников. Фамилия австралийца в отчетном протоколе гонки все время отмечалась фиолетовым цветом. Это означало, что он был обладателем времени лучшего круга, все время улучшая его по ходу того, как пустел бензобак его «МакЛарен» и машина становилась все легче.

В какой-то момент в борьбе за 14-ю позицию Пиастри пришлось вести жесткую борьбу со своим соотечественником Даниелем Риккиардо, что спровоцировало выше упоминавшуюся «приказ-просьбу» к Оскару со стороны командного мостика. И темп прорыва австралийца несколько снизился. Не будем забывать, что именно Риккиардо принес два года назад предыдущую долгожданную победу команде «МакЛарен». И именно Оскар Пиастри заменил Риккиардо в прошлом сезоне в составе британской «конюшни».

Осознав, что до очковой зоны он все рано не доберется, Риккиардо уменьшил градус своего сопротивления земляку, и Оскар без труда объехал болид «РБ Виза» во время очередной аккуратной атаки на противника. На последнем круге Пиастри обогнал еще и китайца Чжоу на «Заубере». В итоге 13-е место на финише, хотя реально вторая машина «МакЛарен» могла вполне быть на 4-м или 5-м месте в итоговом протоколе. Но, увы, Оскар  не получил ничего в свой зачет, потому что даже единственное очко, начисляемое за быстрый круг, дается пилоту лишь в случае финиша в первой десятке.

Карлос Сайнс был наказан за инцидент с Пиастри пятью штрафными секундами и на финише оказался позади Серхио Переса – на 5-м месте. А компанию новоявленному победителю Гран-при Майами составили на подиуме Макс  Ферстаппен и Шарль Леклер.

На следующую гонку «Формула-1» со всем своим арсеналом переедет в итальянскую Имолу, откуда начнется европейский сдвоенный уикенд с финальным аккордом 26 мая на Гран-при в Монако – в день закрытия Каннского кинофестиваля. Эти два события традиционно неразрывно идут в календаре европейских форумов.

Макса мучает мысль – будут ли «МакЛарен» также быстры в Имоле?

Положение в личном зачете чемпионата после Гран-при Майами:

1. Макс Ферстаппен                      «Ред Булл»              136        

2. Серхио Перес                             «Ред Булл»              103    

3. Шарль Леклер                            «Феррари»                 98

4. Ландо Норрис                             «МакЛарен»               83

5. Карлос Сайнс                             «Феррари»                 83

6. Оскар Пиастри                           «МакЛарен»               41

7. Джордж Рассел                          «Мерседес»               37    

8. Фернандо Алонсо                      «Астон Мартин»       33

9. Льюис Хэмилтон                        «Мерседес»               27

10. Юкки Цунода                            «РБ Виза»                  14

11. Лэнс Стролл                              «Астон Мартин»         9    

12. Оливер Берман                         «Феррари»                  6

13. Нико Хюлькенберг                   «Хаас»                           6

14. Даниель Риккиардо                  «РБ Виза»                   5

15. Эстебан Окон                                «Альпине»                1

16. Кевин Магнуссен                          «Хаас»                        1


 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter